На изготовление Крылатого Акбузата ушло около 3 тонн каслинского чугуна

Отлитые части скульптуры рабочие обрабатывают, подгоняя  друг к другу, шлифуют для придания гладкости поверхности изваяния
Отлитые части скульптуры рабочие обрабатывают, подгоняя  друг к другу, шлифуют для придания гладкости поверхности изваяния

На Каслинском предприятии «Каменный пояс» отлили  крылатого коня Акбузата, персонажа башкирских эпосов «Урал-батыр» и «Акбузат». Совсем скоро он будет отправлен в Башкортостан. Торжественное открытие монументальной скульптуры пройдет в Бурзянском районе у озера Йылкысыккан.

Чугунная фигура коня Акбузата будет первым памятником эпическим сказаниям башкирского народа. Автор памятника мифическому коню — известный башкирский скульптор Ульфат Кубагушев. Для воплощения своей идеи он выбрал предприятие «Каменный пояс» совсем не случайно. Дело в том, что Ульфат Кубагушев уже несколько лет сотрудничает с каслинскими литейщиками.

– Наше предприятие отливало по эскизам этого скульптора бюсты Героев Советского Союза, мемориальные доски для города Уфы, – рассказывает директор ООО «Каменный пояс» Кирилл Мурашкин. – По его же проекту, скульптор Константин Гилев выполнил памятник, посвященный 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, отважно защищавшей Родину в годы Великой Отечественной войны, который установлен при въезде в село Аргаяш. Именно тогда, два года назад скульптор и сообщил, что трудится над серьезной работой, отливать которую будет только на нашем предприятии, потому что знает, как с нами работать и доверяет нашему качеству.

Но не только репутация надежного партнера стала причиной решения башкирского скульптура, доверить своё детище «Каменному поясу». Есть еще одна причина – у каслинского чугуна особые свойства.

– Преимущество главное — это пески каслинские, очень мелкая их структура, хорошая газопроницаемость и вязкость. За счет вязкости, при заливке это все передается чугуну: все мелкие детали, весь орнамент отливается в металле, сохраняя замысел художника. Технология, которая была еще при Демидове, – пояснил Кирилл Николаевич.

Из глины в чугун

Скульптор Кубагушев ваял коня в своей мастерской, без помощников. Много времени ушло на создание крыльев. Поскольку полноценная композиция из гипса попросту не вмещалась в одной мастерской, мастер создал мощные крылья Акбузата в соседнем помещении.

Сначала скульптура была сделана в глине, потом проработана в гипсе. Впоследствии к нему приехали каслинские форматовщики и помогли скульптору в расформовке статуи.

В начале июня гипсовые детали Акбузата доставили в Касли и уже здесь, на заводе, их отправили на участок формовки для заливки металла.

По словам Кирилла Николаевича, на изготовление фигуры коня ушло около трех тонн чугуна. После чего настал черед сборки скульптуры. Литейщики собрали в единое целое все детали, а это более 20 элементов, скрепили их, поработали над местами соединения частей.  Самый сложный узел — соединение фигуры коня с крыльями. Их взмах должен быть направлен вверх, а ведь вес крыльев порядка 200 килограммов!

Конечно, всех секретов литейного мастерства директор предприятия не раскрыл, а я и не настаивала, потому что уже не раз убеждалась, что на предприятии работают отличные мастера — они легко справляются с самыми сложными задачами и могут воплотить в жизнь любую идею заказчика.

Надо сказать, что размеры монументального коня тоже получились внушительные: длина 4 метра, высота – 3,5 метра. Кроме этого, к седлу Акбузата прикрепили меч, его вес не менее 70 кг (с помощью этого оружия богатырь Урал-Батыр освободил свой народ от злого хана Максима). Также из металла сделана уздечка. Монумент поставили на ноги, и вот, три месяца кропотливой работы практически позади, остались последние штрихи — хорошо отшлифовать всю фигуру и, поскольку, стихия этого коня — небо, его покрасят в голубой цвет. В результате получилась «живая» скульптура, в которую наши мастера, если так можно выразиться, вдохнули жизнь.

Трудились над Акбузатом под руководством инженера-конструктора Ивана Казакова и главного инженера предприятия Андрея Седова: формовщики ручной формовки — Евгений Подергин и Александр Пырякин; сборщик — Михаил Халдин; электросварщик ручной сварки — Александр Набоков; опиловщик фасонных отливок — Александр Казаков; маляр — Наталья Щербакова; заливщик — Михаил Малышкин.

Со дня на день красавца Акбузата упакуют и, с большой осторожностью, как негабаритный груз, отправят в Башкирию. Там он займет свое место на площадке у озера Йылкысыккан. Название водоема, также описанного в башкирских эпосах и легендах, переводится на русский язык, как «озеро, из которого вышли кони».

Скульптор Ульфат Кубагушев одобрил работу каслинских мастеров и остался доволен результатом. Не зря, еще до окончания всех этапов работы, о ней узнали башкирские и челябинские СМИ, что, по признанию Кирилла Мурашкина, противоречит принципам предприятия.

– У нас существует негласный закон: пока не сделаем полностью заказ, не афишируем. Такое правило: сначала сделай, потом рассказывай. Кроме того, за каждой работой стоят автор и заказчик, без их согласия мы не можем обнародовать ту или иную работу, потому что уважаем их мнение, – говорит Кирилл Николаевич. – В данном случае, рассказать об Акбузате было желание скульптора. 

Завод держит марку

Это не первая масштабная скульптура, которую отлили на предприятии «Каменный пояс». У завода уже есть опыт отливки подобных монументальных скульптур. Например, памятники «Старатель» (скульптор Александр Рябов) и скульптурная композиция «Казаки-первопроходцы» (автор Константин Гилев). Заказы поступили на предприятие из города Пласта и с Дальнего Востока. Пожалуй, самый необычный заказ, который довелось выполнить каслинскому предприятию  — скульптурная композиция «поручик Ржевский на отдыхе» — для курортного города на юге России. Персонаж создан скульптором Константином Гилевым.

Об этих работах мы рассказывали на страницах нашей газеты несколько лет назад.

В процессе беседы Кирилл Николаевич Мурашкин с удовлетворением заметил, что если раньше заказы на подобные монументальные изделия поступали в основном из центральной России, Севера и  Дальнего Востока, то в последние годы интерес к каслинскому архитектурному и художественному литью заметно вырос и в нашем регионе. Многие муниципалитеты Челябинской области заказывают памятники героям войны, основателям городов, к различным памятным датам. В последнее время наметилась тенденция проявления интереса не только к традиционным историческим или монументальным, но к жизненным скульптурам.

Кстати, такую скульптурную композицию я увидела во дворе предприятия. На чугунной скамейке сидит мальчик с мячом, рядом с ним молодая мама. Эта работа скульптора Александра Рябова станет функциональным элементом и одновременно декоративным украшением ландшафтного дизайна в парке города Пласта. Именно оттуда поступил данный заказ.

Кирилл Николаевич также признался, что благодаря популярности каслинского литья, его предприятие уже заключило несколько контрактов, так что, работы до конца года хватит. Поступают и еще предложения о сотрудничестве.

Ну, а коль количество заключаемых договоров растет, то это значит, что каслинское предприятие пользуется доверием и уважением у деловых партнеров, а его название — ООО «Каменный пояс» — ассоциируется с гарантией качества и стабильности.

Людмила НИЧКОВА

Монументально-парковая композиция «Мама с ребенком», отлита на каслинском предприятии для города Пласта
Монументально-парковая композиция «Мама с ребенком», отлита на каслинском предприятии для города Пласта
Оцените статью или оставьте комментарий 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*