Елене Ивановне Глазыриной исполнилось 100 лет! Никогда ни на кого не надеялась, кроме как на себя, и на жизнь никогда не жаловалась. Может быть, поэтому и получила такую возможность – перешагнуть во второй век жизни.
Елена Ивановна – наша землячка. Родилась в Булзях 20 мая 1919 года в большой крестьянской семье. Отец – Иван Исаакович, мать – Екатерина Федоровна, и одиннадцать детей мал мала меньше. Из всей этой дружной оравы до совершеннолетия дожили только три сестры – Мария, Валентина да Елена. Свое хозяйство имели – лошадь, корова и никаких работников, сами справлялись. Богато не жили, в колхоз не вступали, потому что Иван Исаакович считал, что в колхозе работают не так справно, как надо, а спустя рукава. Председатель обвинил его в сочувствии кулакам. Осудили и осенью 1940 года в тюрьму отправили.
Родные, с помощью грамотных людей, написали в Москву прошение, и оно, видать дошло до адресата. Весной 1941 года освободили Ивана Исааковича. Вернулся в Булзи, а там ни дома, ни семьи. Ничего… Все с нуля начинать. Нашел жену с дочерьми в Красном Партизане. Переживал сильно, сердце и не выдержало. Умер, не дожив до начала войны двадцать дней. И остались в семье три сестры да мать.
Судьба всю жизнь испытывала Елену Ивановну на прочность: трудностями, войной, лишениями. Она рассказала, что чуть не умерла через несколько дней после рождения. В доме пожар случился, взрослых никого нет. А она в люльке лежит. И только благодаря старшей сестре, которая сумела вынести ее из огня, осталась жива. Все дочиста сгорело. Это ли не знак, чтоб жить долго?
Работать Елена начала с 13 лет. Сперва нянькой у богатых, да уж больно они придирались к ней. Услышала как-то от знакомых, что в Красном Партизане за работу деньги дают, и, недолго думая, уехала, сама не зная, что на долгие годы свяжет жизнь свою с этой деревней.
Занималась вместе с женщинами картофелем.
– Бывало, идешь рядок, рассказывает Елена Ивановна, – а женщины-то проворнее меня, пройдут свои рядки и идут мне навстречу, помогают. – Раньше добрый народ был.
В войну жилось очень трудно. Работали с пяти часов утра до двенадцати ночи. Недоедали, недосыпали. Ели лепешки из лебеды, очистки картофельные.
В первый год войны послали ее учиться в Верхнеуральск на комбайнера. Звеньевой работала. Когда на улице была непогода, женщины вязали носки, варежки, шили кисеты и отправляли на фронт.
После войны жизнь легче не стала.
Здесь же, в Красном Партизане, встретила будущего мужа Петра Кузьмича Уфимцева. Два раза приходил к ней свататься , да все получал от ворот поворот. И лишь на третий раз смягчилось сердце Елены, дала согласие стать женой его.
С Петром жили не богато, но дружно. Подарила мужу сына Сергея и дочь Галину. Но планы на долгую семейную жизнь оборвались неожиданной смертью Петра Кузьмича.
С головой ушла в работу. Замуж больше не вышла.
Всю сознательную жизнь проработала в совхозе, оттуда и на пенсию ушла. Переехала в Касли, и здесь еще девять лет трудилась вахтером на радиозаводе. Сорок лет трудового стажа имеет, награждена медалью «За доблестный труд».
С теплом вспоминает Елена Ивановна сестер своих – Валентину и Марию. Валентина Ивановна Глазырина работала директором школы в Красном Партизане, а Мария Ивановна там же техничкой. И прожили они долго. Валентина до девяноста одного года, а Мария до восьмидесяти восьми.
У Елены Ивановны четверо внуков, пятеро правнуков. Кто работает, кто еще учится. Все при деле и на хорошем счету.
У нашей юбилярши прекрасная память, ясный ум. Помнит все даты, имена и фамилии.
– У меня терпения много, – говорит Елена Ивановна, – и сердце, видать, всегда здоровым было. Наверное, благодаря этому так долго и живу. Сейчас, конечно, болезни одолевают, но умирать неохота.
Фотографироваться она наотрез отказалась. «Пусть будет фотография, где я молодая, такой и запомните меня».
Елена Ивановна Глазырина не привыкла жаловаться на трудности, она их преодолевала, всю жизнь трудилась физически, не думая о себе и здоровье своем. И в суете жизненной не заметила, как век пролетел быстрыми годочками.
Марина ЛАСЬКОВА
Оставьте первый комментарий