Жительница города Касли Нина Николаевна Шаболтас поделилась историями о своих родных.и
В светлый праздник — День Победы, я всегда вспоминаю своих родственников, принимавших непосредственное участие в Великой Отечественной войне, и тех, кто в тылу приближал Победу своим трудом.
Вспоминаю их рассказы о том, что им довелось пережить, какой ценой им досталась наша Победа, и понимаю: мы просто не имеем права забывать об этом, мы обязаны передавать эту память своим детям, внукам и правнукам.
Моя бабушка по линии матери — Вера Алексеевна Щербинина, 1903 года рождения, во время войны осталась с 5 детьми на руках, младшему было всего несколько месяцев. Деда Василия Ивановича Щербинина забрали в трудармию в Златоуст – отливать мины для фронта. Там он заболел туберкулёзом и умер.
Во время войны похоронила бабушка и двух своих маленьких сыновей. Осталась с тремя дочками. Она дожила до преклонных лет. Всю жизнь держала коровушку, называла её «своей кормилицей». В суровые военные годы возила на ней дрова и сено, обрабатывала огород 17 соток. Бабушка была неграмотным, но очень набожным и трудолюбивым человеком. Пенсию не получала, но своя трудовая копеечка у неё всегда была.
Моей маме было 8 лет, когда началась война. Дети наравне со взрослыми терпели все лишения и невзгоды: не хватало вдоволь еды, не было одежды.
Детям во время войны хлеб давали по карточкам – 300 граммов в день. Моя мама как-то пошла отоваривать эти карточки. Магазин находился в здании нынешней музыкальной школы, а жили они в Сосновке на выезде в Кыштым.
Она шла по дороге и потихоньку ела, забыв, что её ждут сёстры. Пока дошла до дома, от хлеба почти ничего не осталось. От стыда не знала куда деваться. Передала через соседку, что уехала к бабушке на Рудник (ныне Вишневогорск). Сама же спряталась на сарае. Благо стояло лето, питалась чем придётся с огорода, украдкой брала яйца из куриного гнезда, а иногда выпивала молоко, опрокинув банку, как будто это сделала кошка. Так продержалась два дня. Её нашла наша бабушка Вера (её мама), ругать не стала, понимала, что ребенок, был постоянно голодным.
Моя мама до сих пор очень бережно относится к вещам и продуктам — особенно к хлебу, даже крошечки со стола все соберёт. Война лишила её детства, но не сломила силу духа и жизнелюбие.
Мой отец — Николай Васильевич Голышев — труженик тыла, 13-летним подростком встал за токарный станок, вместо школьной парты. Он не мог даже дотянуться до рукоятки станка, и мой дед сделал ему маленькую скамеечку, обучил токарному делу, но недолго пришлось отцу и сыну стоять рядом. Дед умер от тяжелой болезни в 1943 году. Тяжело пришлось тогда всей большой семье. Николай стал единственным кормильцем и поэтому трудился ещё усерднее, как достойный продолжатель рабочей династии Голышевых.
И, конечно, в праздник Победы мы всей семьёй всегда вспоминаем непосредственных участников боевых сражений — родителей моего мужа: Викентия Игнатьевича и Александру Александровну Шаболтас. Я о них уже рассказывала в очерках книги «Хотят ли русские войны».
Викентий Игнатьевич Шаболтас, уроженец Витебской области республики Беларусь. В 1940 году был призван в ряды Советской Армии, в кавалерийские войска. В сентябре 1941-го был уже на фронте. Его 125-й танковый полк располагался вблизи станции Осташково. Кругом леса, болота. Сплошной линии фронта не было. Порой враг появлялся там, где его не ждали. Бывший кавалерист охранял танки, ремонтировал их под огнём противника. Сильные руки деревенского парня очень выручали однополчан.
Однажды ночью наши бойцы обнаружили немцев. Известно, что воевать ночью немцы боялись. А тут, то ли заблудились, то ли ещё что — открыли огонь. Бой был жарким — врага отогнали. Днём противник на это место обрушил миномётный огонь, осколки разорвавшейся мины ранили Викентия в глаз. Долго лечили его в разных госпиталях. Последние месяцы – в Магнитогорске.
В результате, врачи дали заключение — к военной службе не годен. Куда податься солдату? Родная деревня сожжена немцами — решил остаться при госпитале. Там в 1944 году и познакомился с красивой и статной Александрой Брялиной — медсестрой из Каслей. Она ему сразу понравилась, и через полгода они поженились.
Военный госпиталь двигался за фронтом. В течение 1944-1945 годов эвакогоспиталь 3876 несколько раз менял своё месторасположение — Житомир, Равва-Русская, Львов. Это были очень тяжелые дни. Раненых солдат приходилось выносить на себе. Все они страдали от глубоких ран и, зачастую, не могли сами передвигаться.
Викентий Игнатьевич и Александра Александровна своими глазами видели, как горела наша земля, разрушались города и сёла, как умирали совсем ещё юные и необстрелянные солдаты, как они хотели жить и просили помочь, облегчить их страдания.
Медики и работники госпиталя не спали порой целыми сутками, принимая раненых с передовой и, оказывая им первую медицинскую помощь.
Воевали не за страх, а за совесть — говорила моя свекровь. То, что враг будет разбит, знали наверняка — выжили, чтобы победить.
В мае 1945 года эвакогоспиталь перевели в город Львов. День Победы, 9 мая 1945-го, запомнили навсегда. Раненые слушали радио, и тут прозвучала долгожданная и радостная весть о Победе! Все, кто мог, пустились в пляс, обнимались, целовались, кто-то раздобыл водки! Радости не было предела …
Отгремела война, начались суровые послевоенные годы…
В сентябре у семьи Шаболтас родился первенец — сын Валерий, а в марте 1946 года наши герои всей семьей вернулись в Касли. Всю жизнь Александра Александровна посвятила любимой медицине, работая медсестрой, а Викентий Игнатьевич — в школе механизации, затем на машзаводе.
В конце декабря 1946 года Викентия Игнатьевича и Александру Александровну вызвали в военкомат и вручили медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Жизнь шла своим чередом, в семье родились ещё два сына — Геннадий и Юрий. Однажды, во время работы на станке, с Викентием Игнатьевичем случилось несчастье — стружка от детали попала ему прямо в здоровый глаз, он окончательно потерял зрение, ему дали 1-ю группу инвалидности, и он уже больше не работал.
Рассказывать о своих подвигах на войне он не любил, только однажды, в сентябре 1982 года, дал интервью внештатному корреспонденту газеты «Красное знамя» — Беляеву. Газета с этой заметкой до сих пор хранится в нашей семье.
Вместе супруги Шаболтас прожили 46 лет. Викентий Игнатьевич умер в марте 1989 года.
Александра Александровна пережила его на 18 лет. Последние годы она была прикована к постели после перелома шейки бедра, из-за катаракты тоже потеряла зрение. Мы ухаживали за ней более 8 лет. До последнего вздоха свекровь была сильна духом и характером. Любила командовать нами. Радовалась, когда приезжали дети и внуки. Очень любила жизнь и людей, всегда жила на позитиве.
Нина Николаевна ШАБОЛТАС
г.Касли
Фото из архива газеты «Красное знамя» за 2005 год. Крайняя слева во втором ряду Александра Александровна Брялина (Шаболтас). Снимок из 1945-го
Оставьте первый комментарий