Очень мало осталось сегодня ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому рассказать о годах, полных лишений, страданий и горя, могут лишь те, на чью долю выпало военное детство. Одна из них ветеран трудового фронта Галина Ивановна Супругова, жительница города Касли, которой 21 апреля исполнилось 90 лет.
Ей было всего 12, когда в горьком, надрывном женском плаче прозвучало: «Война!». Галина в это время гостила у тетки в Челябинске.
– Уже на следующий день магазины были пустые, с прилавков исчезли абсолютно все продукты, сразу появились талоны. Вскоре за мной приехал брат и увез домой в Касли. Старшие две сестры пошли работать на завод, меня же по малолетству не взяли, – вспоминает Галина Ивановна начало тех страшных лет.
Все испытания выдержали
А дальше стало еще страшней и тяжелей. Дальше был голод, непосильная для ребенка работа в поле и по дому, тяжкий груз ответственности и обязанностей.
– Мы — малолетние дети — пололи хлеб в поле на первом участке за Каслями, – рассказывает Галина Ивановна. – Помню, как только небольшой перерыв в работе объявят, бежим к месту, где когда-то солома гороховая лежала, в земле копаемся, горошины ищем, найдем и едим. Дома-то есть нечего было. Часто ходили в дальние поля за мороженой картошкой. Не выкопанные ряды было видно из-под снега, киркой долбили мерзлую землю, складывали мороженые картофелины в мешок и несли домой.
После одного такого похода Галина провалилась под лед, подружки ее вытащили, но вмиг намокшая одежда и самодельная ватная обувь на мартовском холоде замерзли, стали твердыми, колючими, и пока девчонки дошли до дому, все тело Гали было исцарапано. На удивление — она тогда не заболела.
Галина Ивановна задумалась, но вскоре снова подхватила нить беседы, в памяти всплывали все новые воспоминания из военного детства…
– Мороженая картошка была нашим главным лакомством. Мама ее вымоет, сварит или лепешки сделает. Хлеб нам выдавали по карточкам: рабочим – 400 граммов, детям – 200. Из чего тот хлеб пекли, не знаю, но был он черный, клеклый и тяжелый. Ешь — к зубам прилипает, да так крепко, что проглотить не можешь, – с горькой усмешкой заметила Галина Ивановна.
Ей — девочке-подростку — не раз приходилось одной ходить в лес за дровами. «Выберу сосну потоньше, срублю ее, потом сучки обрублю, сгружу все на тачку и везу домой». Вспомнила она и то время, когда старший брат, которого назначили уполномоченным в Каракульский район под Троицк, увез ее и больную мать с собой. Там Галине тоже приходилось ездить за дровами, но уже на телеге, запряженной быком. «Почему бык меня слушался, до сих пор не понимаю. До леса ехать далеко, через лесостепь, нарублю, сложу все на телегу и обратно».
Одному Богу известно, откуда в худенькой, вечно голодной девочке, брались силы! Как выдержали ее хрупкие плечики неимоверные тяготы военных лет!
Здесь, в Каракуле, Галина встретила долгожданную победу. И сегодня, как будто это было вчера, стоит перед глазами ветерана тот радостный момент, когда по радио объявили: войне — конец! Все бросились обнимать друг друга, смеясь и плача: кто-то потерял на фронте своих родных (в Галиной семье на Курской дуге погиб старший брат Иван), другие в душе уже готовились к долгожданной встрече близких…
– Мы собирали полевые цветы в букеты и встречали военных. Они приезжали на машинах, кто-то оставался, а кто-то ехал дальше. Мы им еще и концерт показывали, – улыбается Галина Ивановна.
Надо сказать, что среди своих подруг Галина была заводилой: веселая, озорная, певунья. Без песен свою жизнь не мыслила, недаром много лет была участницей хора под руководством Геннадия Бандуркина.
По возвращению в Касли, весной 1946 года, Галина устроилась контролером на машзавод, да так и проработала на одном месте до самого выхода на пенсию.
Послевоенная бедность была жуткой. Подросшей, красивой, статной девушке попросту нечего было надеть, чтобы сходить, к примеру, с подругами на танцы и Галина предпочитала отсиживаться дома. Но послевоенное время было удивительно вместимым и любовь настоящая, единственная на всю жизнь, не обошла ее стороной.
Когда Галина в 1947 году вышла замуж за Владимира Супругова, то молодая семья стала проживать в родительском доме, к тому времени ее старшие сестры вышли замуж и Галина жила одна. Муж достался мастеровитый, дом оштукатурил, отремонтировал, везде порядок навел. Галина чем могла, помогала. На свет появились дети и родители делали все для того, чтобы те росли сытыми, здоровыми. Жили дружно, помогали друг другу, но счастье длилось недолго: супруг умер, так и не поставив детей на ноги. После десяти лет замужества Галина овдовела. Поднимать одной троих детей было трудно, но больше замуж она не выходила. Взвалила на свои плечи всю мужскую работу: могла не только гвоздь забить или отремонтировать что-то, но и в одиночку целую машину дров наколоть, работала и работала, не зная, что такое выходные.
Трудовой путь Галины Ивановны Супруговой отмечен многими почетными грамотами, медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда».
Счастливая старость
Нищета, разруха, страх, голод и страдания. Вот что оставила в памяти Галины Ивановны война. Может, поэтому душа ее всегда тянулась к красоте? Может, поэтому возвращается она каждую весну в свой дом, где все утопает в деревьях, кустарниках, цветах, посаженных и выращенных ее заботливыми руками. С наступлением весны воздух здесь нежен и мягок, в нем чувствуется запах земли, благоухание цветущих сирени, яблони, вишни, слышатся звуки природы: жужжание пчел, пение птиц, глаз радует разноцветье цветов…
– В квартире что, только каменные стены, – говорит она. – Я здесь задыхаюсь. А там выйдешь, сядешь на скамеечку, любуешься красотой вокруг. Хорошо.
Старшая дочь Галины Ивановны, Алла, добавляя несколько штрихов к портрету своей матери, говорит: «Наша мама — целеустремленный человек. Если что-то задумала и поставила перед собой цель — обязательно добьется. Она очень трудолюбивая, аккуратная, а еще супер ответственная. В 90 лет сохранила удивительную ясность ума, память и жизнелюбие».
Когда Галина Ивановна прокручивает в голове фрагменты своей биографии, удивляется — как, преодолев столько невзгод, ей удалось дожить до таких лет?
– Столько мне пережить пришлось, что я всегда думала, хоть бы до 40 лет дожить, а меня вон куда вынесло! Теперь радуюсь: у меня счастливая старость. Дети хорошие, внимательные, заботливые, я ни на что не в обиде, – говорит пожилая женщина. И лицо ее светлеет, расправляются лучики морщинок у глаз, на губах появляется ласковая улыбка.
Сегодня 90-летняя юбилярша радуется успехам 5 внуков и 4 правнуков. Вот такое богатое генеалогическое древо воспитала Галина Ивановна Супругова, сама родившаяся в многодетной семье. А секретом своего долголетия она считает доброту, любовь и труд.
Людмила НИЧКОВА
Оставьте первый комментарий