Сегодня мы начинаем новую серию публикаций к 274-летию города Касли, подготовленную Каслинским историко-художественным музеем совместно с редакцией газеты «Красное знамя», посвященную Каслинцам, чьих имен нет на карте нашего города, но, безусловно, достойных того, чтобы мы знали о них и помнили.
История открывается нам в архитектуре зданий и площадей, в памятниках и монументах, в именах улиц. В любой стране люди увековечивают память о выдающихся, знаменитых личностях, помнят о них и гордятся ими независимо от рода деятельности, национальности, религиозной принадлежности. С названия улицы начинается любовь к своему краю, Родине.🤍
Улицы называют в честь выдающихся революционных и политических деятелей, значимых для города людей, названий водных объектов и профессий, имён литераторов, реалий советской эпохи, памятных дат и т.д.
Всем известно, что Касли знамениты художественным литьем. Но эта известность никогда бы не случилась без скульпторов, внесших исключительный вклад в развитие промысла.
Большую роль в становлении художественного литья сыграли скульпторы Михаил Денисович Канаев и Николай Романович Бах, работавшие в разное время на Каслинском заводе. Они не только предоставляли свои собственные модели для отливки, но и широко использовали в качестве образцов работы известных ваятелей, установив тем самым прочную связь Каслинского художественного литья с общим развитием русской скульптуры второй половины XIX века.
▫️Михаил Денисович Канаев (1830-1880 гг.)
Выпускник Петербургской Императорской Академии художеств.
Михаил Денисович приехал на Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод осенью 1871 года. До приезда в Касли он работал в Екатеринбурге на Монетном дворе, в медальерном цехе.
Перед ним стояли задачи расширения ассортимента художественного литья за счет приобретения достойных для тиражирования в чугуне образцов скульптуры (при этом Канаев выступал в роли эксперта) создания собственных моделей и повышения качества выпускаемой продукции.
В 1876 году после закрытия Екатеринбургского монетного двора в Касли поступают модели медальонов и медалей, выкупленные Григорием Дружининым (доверенное лицо наследников Льва Расторгуева — владельцев Каслинского завода) по совету Михаила Канаева. Пополнив заводской ассортимент эти медальоны и медали, выпускались вплоть до начала XX века.
Первый профессиональный скульптор завода сам много работал творчески, создавая модели подчасников, рамок, подсвечников, канделябров, декоративных ваз, коробочек, бюстов и статуэток.
В Каслинском историко-художественном музее экспонируются наиболее известные его работы: канделябр «Мальчик у столба, играющий в снежки», подчасник «Мороз-демон с замершими детьми», «Ажурный кувшинчик», «Коробочка с ажурной крышкой», статуэтки «Геркулес» и «Амур оборванный, хромой».
Чтобы повысить качество выпускаемого литья Михаил Канаев по распоряжению Григория Дружинина осенью 1871 года открыл при заводском госпитале ремесленно-художественную школу, в которой дети потомственных мастеровых обучались не только тонкостям литейного производства, но и лепке, резьбе по дереву, рисованию. На беду, уже через месяц перед новым художником встало неожиданное препятствие: родители потребовали от завода жалованья для учеников школы, «иначе пускать туда своих детей они не будут».
«Тогда заводоуправление, видя, что родители не понимают пользы, которой могут ожидать их дети, вынуждено было платить ученикам, которые приучаются в заводе, положа за день плату и за те дни и часы, которые они были в школе…». Вскоре успех начинания уже не вызывал сомнений.
Под руководством Канаева заводские литейщики безукоризненно воспроизводили в чугуне работы российских скульпторов П.К. Клодта, Н.И. Либериха, Е.А. Лансере и других.
Поскольку основные задачи Канаевым были выполнены, владельцы завода потеряли интерес к скульптору и его школе. Тяжело переживая сложившуюся ситуацию, в один из осенних дней 1879 года, проходя по литейному цеху, Михаил Денисович почувствовал себя плохо, слег и уже больше не поднялся.
◽️Николай Романович Бах (1853-1885 гг.)
Вскоре после этого Григорий Васильевич Дружинин познакомился в Санкт-Петербурге с молодым академиком скульптуры Николаем Бахом и сумел увлечь его идеей создания новой отрасли художественной промышленности на Урале.
Бах приехал на Каслинский завод летом 1884 года, будучи абсолютно больным человеком (у него был туберкулез в последней стадии), и сразу возобновил преподавание в заводской ремесленно-художественной школе, обучая рабочих рисованию, лепке, приемам получения тонкостенных отливок.
Всего полгода проработал Николай Романович на Каслинском заводе, но за это время успел сделать столько, что его имя вошло в историю Каслей. Он адаптировал для отливки в чугуне десятки привезенных из Петербурга бронзовых моделей, среди которых были работы его отца и брата.
В свободное время Бах писал замечательные лирические акварели окрестностей Каслинского завода, искал новые сюжеты для будущих работ. Но болезнь прогрессировала, и в январе 1885 года он скончался.
Деятельность Михаила Денисовича Канаева и Николая Романовича Баха имела особое значение для формирования основных принципов, определения круга тем, образов и стиля Каслинского литья, ввела его в ранг высокого искусства. Но самой большой заслугой скульпторов стала подготовка ими в заводской школе местных мастеров высокого класса.
Наставники сумели привить своим ученикам художественный вкус и жажду творческого поиска. В настоящее время даже самые обыденные вещи, изготовленные на Каслинском заводе в XIX — начале XX века, оцениваются как художественные произведения.
Галина КАШАПОВА, младший научный сотрудник
Каслинского историко-художественного музея.
Оставьте первый комментарий