Обзор нарушений, выявленных при осуществлении контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2021 год
Уполномоченным органом на осуществление контроля в сфере закупок в Каслинском муниципальном районе является Контрольно-счетная палата Каслинского муниципального района.
В 2021 году Уполномоченным органом было проведено 4 контрольных мероприятия, из них:
● плановых проверок – 3 (администрация Маукского сельского поселения, администрация Берегового сельского поселения, администрация Булзинского сельского поселения);
● внеплановых проверок – 1 (администрация Каслинского городского поселения).
По результатам проведенных проверок выдано 1 предписание.
В ходе проведения контрольных мероприятий Уполномоченным органом выявлены нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг на общую сумму 12 166,2 тыс. рублей.
Наиболее типичные и значимые нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг, выявленные в ходе проверок в 2021 году:
1) Нарушение сроков размещения планов-графиков на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
2) Отсутствие обязательных условий в контрактах, а именно, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
3) Осуществление закупки у единственного поставщика на основании обстоятельств непреодолимой силы при объективном отсутствии таких обстоятельств.
4) Несоблюдение сроков оплаты товаров, работ, услуг.
5) Нарушения, связанные с ведением реестра контрактов, в том числе:
– нарушения сроков размещения информации;
– неразмещение необходимой информации и документов (о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, о приемке исполнения обязательств и т.п.);
– размещение недостоверной информации в реестре контрактов.
Рекомендации Контрольно-счетной палаты КМР по устранению выявленных нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг и их предупреждению в дальнейшей деятельности
Контрольно-счетная палата Каслинского муниципального района рекомендует муниципальным заказчикам Каслинского муниципального района:
– осуществлять контроль за сроками реализации контрактов (договоров), включая своевременность расчетов по контракту (договору) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
– соблюдать требования законодательства о контрактной системе по ведению реестра контрактов;
– своевременно повышать квалификацию контрактных управляющих.
Обобщенная информация о результатах осуществления Контрольно-счетной палатой Каслинского муниципального района аудита в сфере закупок в 2021 году
В соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Контрольно-счетной палатой Каслинского муниципального района обеспечивается реализация полномочий по осуществлению аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг.
В 2021 году Контрольно-счетной палатой Каслинского муниципального района проведено 4 экспертно-аналитических мероприятия «Аудит закупок товаров, работ, услуг». Анализ и оценка информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по заключенным и исполненным контрактам проведены в Управлении социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района, в администрации Огневского сельского поселения, в Управлении строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района и в администрации Каслинского городского поселения.
В целях определения эффективности закупок рассматривались вопросы:
– экономии средств на стадии формирования и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;
– экономии, сложившейся по результатам проведения конкурентных процедур;
– экономии, сложившейся по результатам исполнения контрактов;
– соблюдения принципа обеспечения конкуренции.
На основании данных о способах осуществления закупок, применяемых учреждением, уровне конкуренции при осуществлении закупок конкурентными способами, размерах полученной экономии сделан вывод о эффективности закупок в учреждениях.
Наиболее частые нарушения, выявляемые в ходе аудита закупок:
1) Отсутствие существенных условий в контракте. Гражданским Кодексом Российской Федерации, законодательством о контрактной системе установлены условия, которые должны быть в обязательном порядке определены в рамках заключаемого контракта. Вместе с тем, довольно часто, встречаются контракты, не содержащие существенных условий. Отсутствие необходимой информации делает невозможным осуществление контроля в части исполнения контракта.
Контрольно-счетной палатой Каслинского муниципального района зафиксирован факт 10 случаев на общую сумму 159,9 тыс. рублей, когда заказчик не установил обязательное условие, о том, что цена контракта является твердой.
2) Ошибки или злоупотребления при приемке результатов исполнения контракта. Одним из механизмов, обеспечивающим необходимое качество удовлетворения существующих потребностей, защищающих заказчика от недобросовестных поставщиков, предлагающих продукцию несоответствующего качества и (или) нарушающих другие условия исполнения контракта, а также обеспечивающим интересы добросовестных поставщиков, является институт экспертизы, предусмотренный законодательством о контрактной системе. На сегодняшний день установлено законодательное требование об обязанности заказчика проводить экспертизу для проверки представленных результатов исполнения контракта на предмет соответствия таких результатов. Такая экспертиза может быть проведена либо силами заказчика, либо с привлечением внешних экспертов, экспертных организации. Несмотря на установленное требование, на практике экспертиза зачастую не проводится или проводится с нарушением установленных требований. Данные факты были выявлены в практике администрации Огневского сельского поселения.
3) Одним из наиболее чувствительных нарушений является невыполнение или несвоевременное выполнение заказчиком своих обязательств по оплате исполненных обязательств по контракту. Данные факты были выявлены в практике Управления строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района и администрации Огневского сельского поселения. Сумма нарушений составила 22 764,0 тыс. рублей
4) Не всегда заказчиком указывается идентификационный код закупки.
5) Отсутствие актов по нормированию в сфере закупок выявлено в администрации Огневского сельского поселения.
Результаты экспертно-аналитических мероприятий направляются Контрольно-счетной палатой Каслинского муниципального района в надзорные и правоохранительные органы.
Перечень нарушений в сфере закупок товаров (работ, услуг), выявляемых Контрольно-счетной палатой Каслинского муниципального района довольно обширен. Надеемся, что эта статья поможет учреждениям не допустить их в своей деятельности, поскольку их совершение может стать причиной привлечения должностных лиц учреждения к административной ответственности.
Be the first to comment