Вспоминается живо далекое теперь время, когда мы, девятиклассники Береговской средней школы, ездили в Ленинград вместе с уважаемым нашим учителем химии, классным руководителем Александром Григорьевичем Головиным.
Неизгладимы воспоминания о достопримечательностях этого легендарного города, с теплом души думаю и сейчас о людях Ленинграда. Ведь сразу было видно по нашей «стайке», что мы – приезжие, причем из далекого края. Коренные жители не проходили мимо, торопясь. В ответ на наши вопросы дотошно объясняли, как и куда пройти, проехать, нередко сопровождали до самого места сами. Душевно улыбались, услышав, что мы – с Урала.
Под стать ленинградцам, пережившим блокаду, оказался и наш Александр Григорьевич, каким неожиданно мы его увидели. Питались мы в рабочей столовой, где тогда, в 60-е годы, хлеб на столах лежал горкой, в достатке. Все дни пребывания там наш учитель собирал хлеб и сушил его. На наши недоуменные, непонимающие взгляды, он только хитро улыбался: «Не обращайте внимания, я потом всё объясню».
Когда ехали обратно домой – пришлось поголодать (потратились на сувениры и подарки для домашних). Только и разговоров было, что будет дома у мамы на столе… Но вот уже Челябинская область, родные края, разговоры только о еде. И вдруг сидевший всю дорогу молча, Александр Григорьевич вынул из под лавки рюкзак, в котором были те самые сухари из ленинградского хлеба и прежде чем развязать его, он рассказал нам притчу о хлебе.
…Мать, провожая сына в армию, попросила его привезти в подарок «сухарики из солдатского хлеба». Через время сын, возвратившись домой, преподнёс маме в подарок платок расписной. Мама спрашивает, а где, мол, сухарики солдатские? Сын ответил стыдливо, что, к сожалению, он съел их по дороге, утоляя голод. Мать погладила его и улыбнулась: «А я, сыночек, для этого и просила тебя привезти мне сухарики». И здесь открыл учитель рюкзак с ленинградскими сухарями. Какие они были вкусными!…
Когда я оказался у ворот родного дома, мама спросила меня, что, наверное, я голоден. Я ответил, что нет, сухарей наелся.
Я всю жизнь помню эту притчу, Александра Григорьевича Головина и вкус сухарей из Ленинградского хлеба.
Письмо сыну
Хочу сегодня помечтать
О чем-нибудь хорошем.
Хочу письмо тебе послать,
Мой милый, мой пригожий.
Хочу сказать тебе в письме,
Что без тебя мне — плохо,
Что я скучаю о тебе,
И вся душа — в сполохах.
Как служится тебе, сынок,
Что ты сегодня делал,
Поспал, а может быть не смог,
На марш-броске, наверно, бегал?
Не похудел ли, сыт, здоров?
Душа вопросами изнылась.
Вчера приснилось, что здоров,
Но это только снилось…
Сыночек, ты уж потерпи.
Солдатом быть почёт и слава,
А я дождусь тебя, родной.
Пока, привет, я, твоя мама!
Владимир Проценко
п. Береговой Каслинского района
Оставьте первый комментарий