В декабре минувшего года на международном празднике детского и молодежного творчества в Санкт-Петербурге побывал и образцовый хореографический коллектив «Антре» Дворца культуры имени И. М. Захарова г. Касли Челябинской области. Руководит коллективом Наталья Юрьевна Быкова. В числе родителей, сопровождавших юных участников коллектива, была в поездке и моя племянница Ольга Владимировна Щербинина.
Среди многих ярких впечатлений она особо выделила, с каким душевным теплом встречали жители Санкт-Петербурга юных посланцев далёкого уральского городка. Когда, к примеру, проезжали по Аничкову мосту, украшенному каслинским художественным литьём, водитель маршрутки, узнав, откуда родом пассажиры, всю дорогу «показывал» большое душевное расположение. А когда хореографический коллектив выступил с композицией «Город в чугунном узоре», зрители долго не хотели расставаться с юными артистами. Старались прикоснуться к живописным костюмам, символизирующим талант каслинских мастеров художественного литья…
Когда я слушала этот «рассказ очевидца», избирательная память отозвалась строками опубликованных в газете «Красное знамя» воспоминаний о поездке в Ленинград Владимира Андреевича Проценко из Берегового «Притча о хлебе». На них, тогдашних школьников шестидесятых, оказало большое психологическое воздействие душевное внимание со стороны жителей Ленинграда.
Особенно, рассказывает Владимир Андреевич, поразила одна пожилая женщина. Она шла по своим делам, но откликнулась на просьбу ребят рассказать, как попасть к месту назначения. Нет, она не рассказала, а пошла вместе с приезжими с Урала, хотя для этого ей пришлось изменить свой маршрут, «сдвинуть» время. Нет, от этой бабушки не веяло старостью; но на всём её облике как бы навсегда легла печать глубокого страдания, вызванного всем пережитым в блокадном городе, и этого время не сотрёт никогда. Не отсюда ли стремление помочь другому, сделать всё, что в твоих силах? Такие качества, считает мой собеседник. присущи только жителям города на Неве. Есть ему с чем сравнить.
Память В. А. Проценко хранит и другое яркое воспоминание детских лет. К дому его родственников на тракторе «подтянули» два огромных березовых ствола – на дрова. Никто никого не просил о помощи. Но отец, Андрей Андреевич Экгардт, что называется, «бросил клич» по соседям. Люди пришли – со своими пилами, топорами. Закипела работа! Ребятишки тут же складывали дровишки в поленницу. А когда с дровами было покончено, во дворе быстро установили длинные столы – с простой, нехитрой по-крестьянски едой. Принесли гитару, мандолину, балалайку… начали с излюбленной песни: «О, Марианна, сладко спишь ты, Марианна, мне жаль будить тебя, я стану ждать…».
Соседи из окрестных домов подходили, слушали, подпевали, пока в третьем часу утра не прозвучало, что завтра – на работу…
Быстро летящее время принесло в дома береговцев достаток. У многих появились машины. Такая вот помощь с дровами, по-соседски, образно говоря, осталась лишь в воспоминаниях. Что стало с людьми, ведь зажили намного лучше, – рассуждает Владимир Андреевич, – а люди как бы отдаляются друг от друга. Неужели только жестокие испытания заставляют нас вспомнить о близких, помочь тем, кому тяжелее, чем тебе? Не напрасно же появилась много лет назад народная мудрость: «Каковы мы сами, таковы и наши сани», – которые везут нас?
P.S. Вот и встретились два мнения – через годы, через расстоянья.
Галина КАРАБАНОВА
г. Касли
Оставьте первый комментарий