С 8 июня 2000 года наша страна официально отмечает День социального работника. Но многие ли помнят, что социальная служба начала свою работу намного раньше и, если мне не изменяет память, то это было в начале 90-х. Годы сложные, бурные, голодные… Именно в это время социальная служба начала работать, и была она тогда полностью бесплатной: покупка продуктов и лекарств, уборка, помывка обслуживаемого, оплата ЖКХ — это такая неоценимая помощь для немощного и больного человека.
В посёлке Вишневогорск социальную службу тогда возглавляла Марина Александровна Бутакова — хрупкая, белокурая женщина с лучистыми глазами и притягательной улыбкой, заряжала своим оптимизмом и энергией. Под её началом работали женщины, вышедшие на пенсию, но ещё не привыкшие жить для себя, хотелось быть нужными кому-то.
Ну, и к тому же, лишняя копеечка никогда не бывает лишней.
С Мариной Александровной Бутаковой моя мамочка — Зойра Каримовна Фаткулина — проработала много лет. Столь ответственного человека в своей жизни я не встречала. У неё было и без того, о ком заботиться, но она взяла тогда на попечение ещё несколько человек. Летала, словно пчёлка, в свои 50 с лишним лет, работала много, таскала такие тяжести, что только «диву даешься». Вспоминаю, и слезы сами наворачиваются на глаза. Да, мамочка моя была настоящей труженицей, всегда в движении, всегда в какой-то суете и заботе, как «белка в колесе».
Мало того, она ещё умудрялась подкармливать соседа — ветерана Великой Отечественной войны дядю Петю Гусева. Старик был довольно вредным, брюзжал по любому поводу (то ли старость, то ли свойство характера, кто знает?). Он уже не ходил и был почти лежачим. Благо мы жили с ним тогда по соседству, на одной площадке. Каждый день моя мама забегала к нему и справлялась о его здоровье. Он ворчал, жаловался на жизнь, на здоровье и на время, в котором живёт. А она лишь улыбалась ему чуть снисходительно и тут же супчик только что приготовленный несёт и беляши. От такого внимания наш ворчливый сосед окреп, встал на ноги и даже женился в свои то 75… Вот, что делает с людьми правильное и, главное, калорийное питание, да ещё к тому же домашнее.
Пока писала о соседе, в памяти всплыл ещё один старичок — дядя Костя Храмов. Пожилой человек с блеклым и потухшим взглядом, маленький и худощавый, он вызывал странные чувства. Ходил круглый год в потёртом, засаленном видавшем виды тёмно-сером демисезонном пальто. Грязный и неприкаянный, у меня, девчонки, он вызывал брезгливость и одновременно жалость. Воняло от него так, что выворачивало всё нутро. Но мама на эту «вонь» не обращала особого внимания, усаживала его за общий стол, кормила горяченьким супчиком и ещё – заворачивала ему в коричневую шелестящую бумагу горячие пироги. А потом и вовсе взяла его под свою опеку. Дожил наш дядя Костя свою жизнь в сытости и заботе.
Главное, осознавать, что кто-то о тебе хоть чуть-чуть беспокоится. Качество, надо сказать, почти забытое в наше вполне сытое время, но сложное, как и прежде. Люди чаще всего живут своими заботами и почти не замечают ничего вокруг. Редко встретишь истинное сострадание, оно ведь, как Божий дар.
Вот и опять маленький эпизод из жизни — тётя Надя Намятова — одинокая пожилая женщина, была прикреплена под опеку соцработника. Моя мама ей, лежачей, меняла пелёнки, подмывала, кормила горячим бульоном и слушала её рассказы о жизни, любви и детях, которые забыли. Обе женщины плакали, такие беззащитные и хрупкие. Настоящее участие и сочувствие делают нас добрее, душевнее и минуты, проведённые вместе, всегда продлевают нашу жизнь.
Я бы много ещё могла написать о своей маме, о том, как она одинокую старушку с синдромом Альцгеймера приютила и, та летом жила с ней на даче. Вечерами за самоваром и чашечкой ароматного чая с травами вели они неспешную беседу, вспоминая быстро пролетевшую юность и молодость. Как же хорошо вдыхать аромат «матрёшки» и зверобоя, слушать за окном одинокое стрекотание кузнечика… И улыбается душа и боль страданий и потерь как-то вдруг, в одночасье, притупляются. Жизнь есть жизнь, и всё в ней прекрасно…
Десять лет проработала моя мама социальным работником, помогала людям – стареньким и одиноким… Порой то и нужно старикам, чтобы кто-то их выслушал, посочувствовал, поддержал беседу, а сходить за продуктами — это порой, дело уже второстепенное…
Милосердие — вот главный лозунг соцработника, и я счастлива, что таким человеком была моя мама — Зойра Каримовна Фаткулина. Всё, за что она бралась, делала искренне, по-настоящему. Мамочка, спасибо тебе, что ты была такой. За бесконечными заботами и тяжёлым трудом ты осталась в моей памяти доброй и чуткой, мудрой и милосердной!
Поздравляю всех работников социальной службы с их профессиональным праздником! Здоровья вам, дорогие женщины, терпения. Пусть всё будет у вас хорошо! Уважаю ваш труд, понимаю, как порой трудно с нами! Благодарю за теплоту души!
Евгения Александровна НАСИБУЛИНА п. Вишневогорск
Оставьте первый комментарий