Школьные коридоры и классы пусты – эпидемия, карантин… Но совсем недавно в них кипела работа, клокотала жизнь, наполненная музыкой и детством… В нашей школе последним был конкурс творчества.
Около трёх десятков лет я занимаюсь с учащимися музыкальной школы творчеством. Мы рисуем, сочиняем музыку, и пишем сочинения о любимых композиторах и замечательных произведениях, о своём особенном восприятии всего услышанного на уроках, сравниваем, убеждаем, подтверждаем, рассуждаем, высказываем своё отношение к музыке разных эпох, стран, народов. Такие творческие работы мы готовим ежегодно к неделе детской музыки, приходящейся на конец третьей четверти, чтобы устроить общешкольный конкурс-праздник.
Из года в год мне удаётся из пятидесяти с небольшим учащихся школы убедить примерно половину детей, активно любознательных и увлечённых образованием, позаниматься этим интереснейшим творческим делом! И вот начинается работа! Прямо с первого класса, с печатных букв, при помощи мамы, бабушки и т.д. Сложно сказать, сколько наводящих вопросов приходиться задать каждому ребёнку, чтобы помочь ему раскрыться и выразить своё сокровенное как можно красочнее, поэтичнее.
Мне хочется научить детей полно, ярко, понятно выражать свои мысли, научить детей находить интересные выражения для личных впечатлений (восхищения, восторга, удивления, недоумения, уважения, преклонения и т.д.). Главная задача при этом заключается в том, что каждый ребёнок должен рассказывать своё, особенное и неповторимое, и в этом я могу ему помочь, ненавязчиво и по возможности незаметно подсказывая тему, случай, факт, дату календаря, обратить его внимание на событие в семье, общеобразовательной школе, исследуя вместе с ним историю появления его инструмента или прекрасную историю первой встречи с классической музыкой.
Объяснить понятие «эпиграф», напомнить известные высказывания знаменитых людей или предложить детям новые, научить использовать подходящие стихотворные строчки и мн.др. – это первый этап работы. Обсудить с ребёнком, вполне ли закончена и понятна каждая его мысль – это важнейший момент в нашем сотрудничестве, а предложить на выбор ученика несколько вариантов перехода от одной его мысли к другой, к последующей – это уже мастерство преподавателя. Показать же перспективу развития каждого детского творения, возможность выбрать один из нескольких вариантов, создать интригу и здоровую конкуренцию среди участников – это, пожалуй, цель.
В результате обязательно появятся несколько «шедевров», но каждая работа бесценна в обучении детей! Судите сами, предлагаю выборку из работ разных лет…
«В моей семье музыку любят все, потому что она красивая, нежная, грустная или весёлая. Музыка волнует, веселит, когда грустно. Сердце моё стучит громко, когда я слушаю музыку…» (Аня Насырова, 2 кл.)
«Нина Александровна сказала, что урок хора можно назвать уроком радости. И я с этим согласна!» (Иванова Ирина, 4кл.)
«Когда папа был маленький, он очень любил музыку. Когда он стал взрослый, то очень хотел научиться играть на фортепиано. Папа долго разговаривал со мной на эту тему, какой это красивый инструмент и как красиво он звучит. Я очень внимательно слушала папу и решила попробовать учиться играть на фортепиано. Мой папа играет на баяне…Мы с папой соревнуемся! И в музыке, и в коньках, и в горных лыжах! Мама тоже поддерживает меня в моих делах. Она слушает мои пьески и ходит на концерты в музыкальную школу…» (Аня Исмагилова, 1 кл.)
«Балет назывался «Лебединое озеро»…я никак не могла забыть эту красивую музыку…мне всю ночь снилась музыка!…Когда мама спросила, чем ты хочешь заниматься, я вспомнила о том, как мы ездили в Петербург… Там был очень красивый, но старый рояль, он пережил войну, не сломался, а только фальшивил…Я сказала, что хочу научиться играть на пианино…» (Соня Рыкованова, 2 кл.)
«Мне нравится интервал Секста, он звучит красиво, ярко, его звуки сочетаются между собой. С этого интервала начинается песенка «В лесу родилась ёлочка». Но мне не нравятся интервалы большая Септима и малая Секунда, потому что они звучат резко, «кисло», «невкусно». Нине Александровне тоже нравится интервал Секста…» (Полина Балашова, 3кл.)
«К окончанию музыкальной школы я бы хотела хорошо научиться играть на пианино любимую классическую музыку и современную (песни)» (Алсу Шахабутдинова,3кл.)
«На сольфеджио мы изучали гаммы с четырьмя знаками — диезами и бемолями, мы пишем нотные диктанты, поём номера с дирижированием, работаем с интервалами и аккордами. Нина Александровна говорит, что сольфеджио очень важный и умный предмет» (Алёна Варганова, 4 кл.)
«Бетховен. Его музыка меня так вдохновляет, что кажется, стоишь перед оркестром, всю душу вкладываешь и дирижируешь…Глухой Бетховен! И такие торжественные, бурные, захватывающие, напряжённые, грозные, энергичные, мощные произведения!…Из сонат Бетховена мне нравится «Крейцерова» (Маша Дерескова, 5кл.)
Или вот стихи: «На сольфеджио в музыкальной школе мы учим диезы, бемоли, гаммы и обращения, интервалы и их строение.
На уроке музыкальной литературы у меня хорошее настроение, потому что люблю я слушать красивые произведения.
В нашей музыкальной школе дружно поем мы на хоре. И так мы красиво поём вдвоём, втроём, вчетвером! смешные и грустные песни, нам весело петь всем вместе!
Приду на урок специальности, сяду я прямо, протяну свои руки к фортепиано, сыграю арпеджио в разных тональностях. Как же люблю я урок специальности!…» (Маша Дерескова, 5 кл.)
«В конце этого учебного года я сдам выпускные экзамены и случится мой «звёздный час», к которому я так долго и старательно готовилась. Мной будут гордиться и Людмила Анатольевна, и мама, и особенно бабушка. Я хочу закончить школу на «отлично», чтобы за меня порадовалась и прослезилась Нина Александровна, которая приоткрыла мне огромный и прекрасный мир музыки. И в этом музыкальном мире мне больше всего понравилось творчество и история жизни А.П.Бородина… хор бояр «Мужайся, княгиня»…своей строгостью, стройностью и монументальностью…известнейшая ария Игоря «О, дайте, дайте мне свободу!», где слышится решительность и непреклонность духа русского человека. Если бы меня спросили, какую оперу послушать, я бы порекомендовала именно эту оперу» (Анастасия Шандуло, 7 кл.)
«На уроке Слушание музыки в балете «Щелкунчик» звучал интересный инструмент – челеста. Звук его волшебный, хрустальный и очень интересный, красоты неописуемой! А ещё мне понравилась флейта. Звук её тёплый и нежный, его можно день за днём слушать!» (Варя Коплякова, 3кл.)
В этом году среди номинаций конкурса появилась новинка: сочинить сказку на тему «Весёлый скрип, или Про трех подружек – СОЛЬМИножку, МИЛЯдузу и СИРЭежку во вСИМИрском царстве ЛЯФАгушек. Неожиданно для меня номинация привлекла к себе внимание многих детей и оживление не прекращалось до самого конкурсного дня. Самыми первыми откликнулись Ева Гулина с мамой, они прислали стихи уже к вечеру: «…Дело было вечером, делать было нечего. Сирэежка ляфагушка испекла большой пирог, и скорее всех подружек позвала на огонёк. Пили чай, смеялись громко, говорили Соль, Ми, Ре, ведь подружкам ляфагушкам было весело втройне…» (Ева Гулина, 1кл.) Три весёлые подружки строили дом, сочиняли свою песенку, теряли голос и ходили в замок королевы Музыки, чтобы вернуть голос вместе с песенкой (Маша Сивоха, 2 кл.). Другие подружки отправились в путешествие к «Лесному озеру» через магазин музыкальных инструментов и если бы не встреча с Гармонией! (Маша Бирючева, 3кл.). Если б не помощь скрипичного кузнечика следующим трём подружкам, отправившимся по дорожке из черно-белых клавиш пианино, вряд ли эти подружки вернулись бы домой из волшебного леса со скрипичными ключами на деревьях и играющими в траве весёлыми нотками (Кристина Сафронова, 2кл.). Следующая сказка рассказала детям о дружбе: приключения подружек по дороге на бал при встрече с огромным пауком закончились благополучно только благодаря помощи друзей – скрипки и басового ключа (Лера Стременцова, 1кл.) Сказка «Жили-были ноты в мире» вызвала всеобщее одобрение и по праву была признана жюри и зрителями лучшей! Прихватив на всякий случай с собой скрипку и флейту для веселья, три подружки побывали и в лесу бемолей, и спасли от одиночества маленькую септиму, и убежали от повышающих настроение бегающих диезов, и разожгли костёр для ночлега на берегу речки До мажор, и мн.др. Поздравляем, Саша Желнина! (3кл.)
«В конкурсе творческих работ я участвую уже не в первый раз! И мне это очень нравится! С каждым разом мне удаётся сочинять более длинные произведения по сольфеджио и сочинения словами. Но когда мне нужно выступать со своей работой – я всё время боюсь! Мечтаю справиться со своими волнениями и сочинять почти такие произведения, как у Баха и Моцарта, у Чайковского и Глинки, и писать литературные сочинения, как Пушкин и Толстой» (Лиза Козлова, 4кл.)
«…очень важно уметь хорошо играть, но ещё необходимо знать творчество различных композиторов и уметь анализировать их произведения, всему этому учит музыкальная литература. Приходя каждую неделю на урок, я попадала в интересный, захватывающий мир, где переплетается музыка разных эпох, народов, стран, композиторов. Как же интересно было находиться в этом мире! …А на сольфеджио погружаешься в мир музыкальных правил, гармоний, диктантов, тональностей, ритмов, терминов. Этот мир тоже увлекателен, интересен, только более сложен!» (Маша Казанцева, 7 кл.)
«Меня переполняет чувство гордости и радости за разнообразие, красоту, душевность и мощь музыки русских композиторов! Только такая необъятная, благодатная земля могла дать миру столько талантов! Невозможно сказать, кто из этих великих музыкантов сделал больше в русской музыке. Можно только больше любить музыку отдельного композитора, восхищаться и наслаждаться ею. Для меня это фортепианные пьесы Чайковского и Рахманинова. Пьесы из цикла «Времена года» я хотела бы играть, особенно «Октябрь. Осенняя песня» и «Апрель. Подснежник». Но прелюдия соль минор Рахманинова меня потрясает своей мощью, энергией, темпераментом! Мне кажется, руки исполнителя создают эффект звучания целого оркестра…» (Анастасия Денисенко, 6 кл.)
В своё время меня до глубины души тронуло высказывание, записанное со слов Мастера своего дела — Бэлы Соломоновны Рачинской: «Я музыку не просто люблю, я ей поклоняюсь. Я служу музыке всю жизнь». Наверное, нескромно, но мне так хочется присоединиться к этим словам! Музыке! И детям!
Н.А. МАЛОВА, преподаватель теоретических дисциплин Детской музыкальной школы п. Вишневогорск Каслинский район
Хочется выразить Нине Александровне Маловой глубокую признательность и благодарность за профессиональное мастерство и педагогический талант, душевную щедрость и воспитание наших детей!
Надеемся, что Нина Александровна воспитает еще не одно поколение музыкантов.
Спасибо. Хотелось бы и дальше быть полезной детям в моей профессии, а творческий процесс пусть будет светлым и радостным, как сам конкурс-праздник!
Лет двадцать назад (а кажется так недавно это было) мы занимались в пятом кабинете особенными творческими и словесными сочинениями. Это всегда было очень увлекательно!! Значит дело это продолжается, и, как вижу, расширяется. Это так замечательно!! Творческих достижений Вам, Нина Александровна, в Вашем очень нужном и важном деле😊