Решение проблем взросления и развития личности – одна из задач социального педагога школы. Он всё равно что мама – выслушает, подскажет, даст совет. И хотя в школьное расписание такие беседы не включены – они не менее важны.
В Каслинском муниципальном районе Челябинской области шесть школьных социальных педагогов. Татьяна Викторовна Сахарова – одна из них. С детьми из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, она работает уже около 20 лет.
«Это трудная работа, требующая полной отдачи», – призналась она.
С какими трудностями ей приходится сталкиваться в своей работе, как удается найти контакт с детьми, об этом и многом другом Татьяна Викторовна рассказала в интервью Каслинской районной газете «Красное знамя».
– Иногда они не могут сформулировать свои проблемы и стесняются рассказать о них. Но я стараюсь найти контакт с детьми, помочь им осознать свои ошибки и достоинства, – говорит она.
– Татьяна Викторовна, с какими категориями детей вы работаете?
– Это ребята из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, ребята из группы риска, стоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) и дети из неполных семей.
– Что главное в работе с такими детьми?
– Главное – это мотивация. Они должны понимать, зачем им, например, нужно бежать кросс. Важно с ними разговаривать. Когда сын хочет рассказать, как у него дела, а мама отмахивается: «Потом расскажешь». То этого «потом» может и не наступить.
– Методы работы с детьми отличаются в зависимости от конкретного случая?
– Я провожу беседу с родителями, иногда отдельно, иногда вместе с ребенком. Ведь всё идет из семьи – если мама спокойно курит, сквернословит, то ребенок, глядя на неё, будет делать также. Мы сотрудничаем с социальными службами, подразделением по делам несовершеннолетних Каслинской полиции, комиссией по делам несовершеннолетних администрации КМР – работа идет постоянно.
– Как организовано время детей после школы?
– Прежде всего сотрудничаем с Центром занятости, трудоустраиваем. Настраиваем на спорт. Есть у меня такой ученик – он начал подрабатывать, и у него не осталось времени на хулиганство.
– Татьяна Викторовна, изменились ли приоритеты и ценности подростков?
– Это поколение совсем другое. Например, сегодня у нас был классный час в честь 100-летия комсомола. Они не понимают, о чем речь. Для них это другой мир. Вообще, их ценности меняются каждый год. Я провожу анкетирование для их выявления. В прошлом году на первом месте стояли деньги, потом дружба, сейчас приоритеты поменялись.
– Сколько учащихся вашей школы состоит на учете в ПДН?
– Четыре года назад на учете в ПДН не было ни одного ученика. По состоянию на 1 сентября 2017 таких детей шестеро, трое из которых были сняты с учета. На школьном учете состоял 21 человек. В целом неблагополучных семей в школе 33. С ними проводится постоянная работа.
В целом по Каслинскому муниципальному району на учете в ПДН состоят 39 детей. В прошлом году их было 63.
– В дальнейшем Вы отслеживаете судьбу своих учеников?
– Да, конечно. Некоторые приходят в школу, кого-то я встречаю на улице. Они узнают и благодарят. Ради этого я и работаю.
Ирина ЭЙЕР
Оставьте первый комментарий