Есть в Каслях уникальная улица — Остров Береговая. Её исключительность заключена не только в названии, не подчиняющемся правилам согласования слов в русском языке, но и тем, что на ней жили и творили два художника, оставившие свой след в истории искусства Урала и России: скульптор Александр Семенович Гилёв и художник Евгений Николаевич Широков.
🤓Сегодня наш рассказ об Александре Семёновиче Гилёве (1928–1988), почётном гражданине города Касли, члене Союза художников СССР, определившем основные направления развития художественного литья в последней трети XX века.
Скульптуры Александра Семёновича Гилёва установлены почти во всех городах Южного Урала, а также в Москве, Семипалатинске, Нижнем Тагиле, Байконуре. Он оставил нам для любования композиции малых форм и портреты. Всего же создал более 250 произведений, большинство работ — станковая скульптура.
Его работы экспонировались с 1944 года во многих странах мира: Франции, Японии, Англии, Алжире, Индии, Италии, Польше, Кубе, Бельгии, Мали, Колумбии. Его скульптуры можно увидеть в музеях Каслей, Москвы, Челябинска, Нижнего Тагила, Перми, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Кыштыма, Звездного городка, Праги, Лондона…
Любовь к искусству, уважение к традициям чугунного мастерства, требовательность к себе, привил Александру Гилёву его отец — Семён Михайлович, полвека проработавший на Каслинском заводе сначала мастером, а затем начальником цеха художественного литья.
Был учеником слесаря-чеканщика, а в 1944-м поступил в Каслинское ремесленное училище №18. Уроки лепки в училище вел Павел Степанович Аникин. С уверенностью можно сказать, что именно от Аникина будущий скульптор перенял художественную культуру социалистического реализма.
Творческая биография Александра Гилёва тесно связана с системой среднего профессионального образования. Окончив в 1947 году Каслинское ремесленное училище, он поступил в Уральское художественно-промышленное училище, где одновременно с учебой начинается его педагогическая деятельность.
Скульптор Л.Е. Неверов, который учился в Нижнетагильском училище в то же время, что и Александр, помнит Гилёва:
💭«Большой, здоровый парень. Уравновешенный, спокойный, хладнокровный. Интереснейший человек!».
В Тагиле, а затем и в Каслях, куда Гилёв вернулся по просьбе директора ремесленного училища уже в качестве педагога, его окружает современная молодежь. Ей он посвящает ряд станковых произведений, изображая своих героев за работой, учебой, отдыхом. В них — своеобразная грация, свежесть и прелесть юности, увлеченность своим делом, проявление личности художника, с юмором подходящего к обыденным сюжетам.
Когда искусствоведы говорят об ажурном, кружевном литье, то непременно вспоминают «Шкатулку» Александра Семёновича Гилёва. В изящной работе автор применил традиционный русский орнамент, используемый народом в резьбе по дереву и вышивке. А на крышке гилёвской шкатулки можно заметить прямоугольник, на нём — гордую надпись: «Урал. Касли».
Гости Каслей, гуляя по нашим улицам, обращают внимание на памятники В.И. Ленину, «Ленинскому комсомолу», «Наказ матери», а на берегу Красногвардейского озерка посещают Мемориал воинам-Каслинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
💭«Я не случайно выбрал это место, – объяснял Александр Семенович. – Думаю, не только огонь, но и вода может служить символом вечного торжества жизни, постоянного обновления. Нам, Каслинцам, с детства привыкшим к озерной красоте, это особенно близко и понятно».
С 1975 по 1981 годы Александр Семенович Гилёв работал главным скульптором Каслинского машиностроительного завода. С 1981-го — старшим скульптором художественно-технологического отдела.
Главной мечтой скульптора было создание павильона, который стал бы своеобразным музеем. Долгие годы художник вынашивал эту идею, делал эскизы, наброски, не находя возможности к их воплощению. Десятого апреля 1987 года проект павильона был единодушно одобрен, а самое главное — принят к осуществлению художественно-экспертного совета машиностроительного завода. Было решено «установить павильон возле «Дворца культуры… на берегу озера», а также «осуществить свободный доступ» и «показать уникальное мастерство формовщиков и чеканщиков, продолжить лучшие традиции Каслинского литья». Эти слова значили, что впервые, было принято решение о создании уникального выставочного зала, который сам являлся бы и музеем, и экспонатом, и своеобразным наглядным пособием, ведь по задумке автора сами стены «рассказывали» бы историю создания Каслинского художественного литья из чугуна. Но через год с небольшим Александр Семёнович Гилёв умер. Без него осуществить задуманное стало некому.
Последней работой Гилёва стал «Прометей» (стела 16м, фигура 4,5м) для г. Озерска. Основание памятника напоминает ядерный реактор, стела, на которой возвышается Прометей, – графитовый стержень.
Прометей, в качестве надгробия, был установлен и на захоронении скульптора. Однако, многочисленные попытки ограбить могилы А.С. Гилёва и Е.Н. Гилёвой привели к тому, что надгробия было решено снять.
Галина КАШАПОВА.
На снимках: Гилёв в мастерской с учениками у бюста К. Маркса для кинотеатра «Россия»;
Работа А. С. Гилёва – скульптура «Наказ матери»
Оставьте первый комментарий