Наша газета продолжает акцию «Про Героя». Сегодня на ее страницах мы публикуем воспоминания об участнике Великой Отечественной войны Фархите Исламове, уроженце деревни Капканово Буринского района (ныне Кунашакский район).
О фронтовике нам рассказал его младший сын — Мавлюдхужа Фархитдинович Исламов, житель деревни Красный Партизан. И хотя своего отца он помнит смутно — тот умер, когда мальчику было всего 11 лет — отдельные правдивые эпизоды о войне из скупых воспоминаний отца, засели в памяти Мавлюдхужи крепко.
Фархит Исламов был деревенским кузнецом, человеком безграмотным, но честным, добрым и трудолюбивым. К началу Великой Отечественной войны он уже вышел из призывного возраста, к тому же болел астмой и мог отсидеться в тылу, но не стал этого делать. В 1942 году 44-летний Фархит ушел добровольцем на фронт. Уходить на войну ему было тяжело, оставляя жену и годовалую дочку, но мужчина считал, что поступает правильно, по совести. Не мог он отсиживаться, за спинами других, воевавших там — на передовой, да и враг еще не побит. Хотя, как рассказал Мавлюдхужа, отец вспоминал, что даже в их маленькой деревне на 20 дворов, находились те, кто и по возрасту должен был быть на фронте, но забыв про долг перед Родиной, трусливо прятался от войны.
До 1944 года рядовой артиллерии, а конкретнее, заряжающий, Фархит Исламов проливал кровь, воюя на Лениградском, Волховском, Калининском, Украинском, Прибалтийском фронтах, был дважды ранен. Вместе с остальными солдатами, он сполна выхлебал горького месива войны. Ведь война — это не только бои, это еще и страшный каждодневный нечеловеческий труд. Он исколесил в своих кирзовых сапогах тысячи километров, вместо лошадей, тащил на себе орудие через овраги и болота, месяцами в холод жил в окопах, в жару кормил вшей и мошкару, видел смерть своих товарищей, погибавших не только от вражеских пуль и осколков снарядов, но и от тифа, и дизентерии… Мужество и трусость, предательство и великодушие — всё это он тоже видел на войне.
О боевых заслугах Фархита Исламова говорят чудом сохранившиеся документы и награды: медаль «За отвагу», медаль «За взятие Берлина», медаль «За Победу над Германией». А еще многочисленные благодарности от главнокомандующего Сталина, как написано в некоторых из них: «за отличные боевые действия в разгроме берлинской группы немецких войск и овладении столицей Германии — Берлином» (от 2 мая 1945 года); «За отличные боевые действия при овладении городом Дрезденом — важным узлом дорог и мощным опорным пунктом обороны немцев в Саксонии» (от 8 мая 1945 года), а также при форсировании реки Одер, за овладение городом Грондберг и еще несколькими другими немецкими городами.
Эти бесценные фронтовые документы, а также красноармейскую книжку и единственную фотографию отца, Мавлюдхужа Фархитдинович принес с собой в редакцию. Они были бережно завернуты в старенький платочек.
– Тот самый платочек, в котором моя мать хранила эти документы, – пояснил он. – У нас не было ни шкатулок, ни чемоданов. Он, наверное, мой ровесник, если не старше.
Закончилась война. Фархит в сентябре 1945 года вернулся домой, в родную деревню, и занялся мирным трудом: работал кузнецом, был знатным плотником, односельчанам помогал чинить и строить, ставил избы.
После войны в семье Исламовых родились ещё пятеро детей: две девочки и три мальчика.
Фронтовик не любил рассказывать своим детям о войне, а на их расспросы отвечал односложно и неохотно: «На войне всякое бывало. Вот лежишь ты под обстрелом. Лежишь под градом пуль и взрывов снарядов, голову повернул — рядом с тобой товарищ, с которым ты недавно обедал в окопе, — уже мертвый. Бог уберег меня на войне, дав мне шанс жить, а кому-то — не судьба».
– Отец не носил медали даже в День Победы. Говорил: «Я один, что ли воевал? Я вот вернулся, живу, руки, ноги — целы, а сколько миллионов солдат погибло, осталось лежать там — в земле, сколько вернулось домой беспомощными калеками? Так чем же я должен хвастать?», – вспоминает Мавлюдхужа.
Последнюю медаль, из тех, что называют юбилейными, Фархит Исламов получил в 1965 году — в честь 20-летия Победы, а в декабре 1966 года его не стало.
Хакима Исламова пережила супруга на 22 года. Её судьба — непрестанная забота о муже и детях. После смерти мужа женщина одна растила и воспитывала шестерых детей.
– Жили бедно, – рассказывает Мавлюдхужа Фархитдинович. – Обуви не было, в первый класс я босиком ходил. Из одежды чем-то соседи помогали, что-то мама сама перешивала, штопала. Правда, мы держали корову, гусей — этим и перебивались.
Как вдова фронтовика, Хакима могла бы получать льготы, но никогда ничего не просила у государства. «Что Аллах дает нам, того и достаточно», – повторяла она.
Каждый год, 9 мая, младший сын Исламовых — Мавлюдхужа Фархитдинович навещает могилу отца, который похоронен в своей деревне Капканово. По его словам, за счет государства в этом году на могиле отца-фронтовика установят достойный памятник.
Время неумолимо идет вперед, все более отдаляя нас от событий Великой Отечественной войны, но Мавлюдхужа Фархитдинович надеется, что в сердцах потомков Исламовых не потеряется память о его родителях, давших возможность родиться и защитивших их будущее. При жизни у Фархита и Хакимы Исламовых родилось 6 детей: три дочери и три сына. Сегодня у них 19 внуков, 36 правнуков и 18 праправнуков. Вот какую большую ветвь родового дерева Исламовы старшие оставили после себя!
Людмила НИЧКОВА
Оставьте первый комментарий