В советское время ателье №3 было неотъемлемой частью повседневности вишневогорцев

Швейный цех Вишневогорского ателье. В дверях стоит Андрей Семенович Куперман
Швейный цех Вишневогорского ателье. В дверях стоит Андрей Семенович Куперман

Каждому, кто жил в Вишневогорске в советское время, наверное, запомнилось швейное ателье, расположенное на улице Ленина, 44. Ателье занимало половину первого этажа жилого дома. Красивые названия в те годы ателье не присваивались, но для вишневогорцев ателье являлось престижным салоном и служило центром светской жизни, моды и красоты того времени. На пошив одежды заказов было очень много. В день примерки в салоне можно было высидеть ни один час, дожидаясь своей очереди. 

Ателье № 3 относилось к Каслинскому комбинату бытового обслуживания. В ателье функционировало два цеха: цех по пошиву лёгкого платья и цех пошива верхней одежды и мужских костюмов. Кроме пошива одежды при ателье работали: часовщик, обувщик, много лет проработал фотографом С. Д. Власов. Выставлялись на продажу венки для похорон, изготовляемые на дому Ниной Бродягиной. Сюда же, к сфере бытового обслуживания относилась и парикмахерская, расположенная по ул. Школьной.

С 60-х годов директором ателье и мастером-закройщиком верхней одежды долгие годы был Андрей Семёнович Куперман. В цехе лёгкой одежды работали: бригадиром – Маргарита Лежнева, закройщики – Таисья Шабарова, Галина Плешакова, швеи – Любовь Латыпова, Надежда Маркина, Галина Протасова, Любовь Вьюшкова, Анна Марчук, Наталья Казакова. В цехе верхней одежды бригадиром работала Антонина Владыкина, швеи – Мария Демидова, Нина Черняева, Татьяна Сочнева, Людмила Кирьянова, закройщик – Юрий Максимов. Кладовщиком работала Людмила Симонович. Принимала заказы Раиса Черепова. Валентина Петровна Максимова обслуживала посёлок Маук. Один раз в неделю она выезжала туда на служебной машине делать заказы и примерки.

В 1967 году директору ателье Куперман А.С. приглянулась молодая специалистка из Багаряка Галина Осиповна Плешакова (Пьянкова). Она была мастером по вязанию трикотажа. В то время вязальная плоскофанговая машина находилась в Багаряке. Галина, переехав жить в Вишневогорск, каждый вечер после смены, приняв заказы, уезжала на автобусе в Багаряк, исполнять работу. Так она проработала два года, обеспечивая модными трикотажными изделиями самых именитых клиентов. Галина Иосифовна была самоучкой. В её семье шили все: бабушка, мама. А она сама, ещё учась в школе, уже обшивала всю родню и знакомых и только в 70-х годах окончила курсы закройщиц. В 1975 году Галина переехала жить в Узбекистан в город Гулистан. Там устроилась на работу в местный драматический театр костюмером. Шила костюмы к спектаклям, готовила к выступлениям наряды приезжавших из Москвы на гастроли артистов и певцов.

Галина Иосифовна вспоминает, как однажды испортила накидку  – болеро Людмиле Зыкиной. Та привезла с собой только вошедший в моду костюм из нейлона. Галина сразу предупредила певицу, что их утюги такую ткань прижгут. Но Зыкина велела: «Ничего, пробуй, у меня ещё одна есть».

В 1985 году Галина вернулась назад в Вишневогорск, а в 1986 году попала в Челябинске на мастер-класс к самому Вячеславу Зайцеву. Зайцев учил, что на выкройку платья не нужно жалеть материала. На одно платье у него уходило 5-6 метров ткани. Все фасоны были сложные, интересные, было чему поучиться. Да и сама Галина любила браться за сложные модели, пошив простых халатов для старушек ей был не интересен. Попасть с заказом к такому мастеру, как Галина Иосифовна, было сложно, все вишневогорские модницы подолгу ждали очереди к ней.

В 60-е годы платья шили из штапеля, хлопка, шерсти. В 70-е в моду вошли нейлон, парча, кримплен. В те годы шифон, крепдешин и шёлк были натуральными, из них шили наряды к праздникам, и даже по тем деньгам  они стоили достаточно дорого. Очень красиво и разнообразно шились летние сарафаны из ситца. На модницах того времени никогда не встречалось двух одинаковых моделей.

Также ателье выполняло заказы на пошив спецодежды для медработников. Шили до двухсот халатов на заказ. Постоянно в ассортименте ателье были мужские семейные трусы (дефицит того времени).

Ассортимент тканей был достаточно разнообразным. Привозили меховые воротники для пальто, искусственный мех.

Периодически в ателье доставлялись журналы мод. В Советском Союзе их было немного: «Кузнецкий мост» и «Мода»  – это всё, что мы знали. Новые лекала, по мере смены технологии пошива, поступали из Челябинска.

Для повышения квалификации и изучения новых технологий, организовывались командировки в Увельский район и в Челябинский «Дом моделей». В Каслях на базе «Дома быта» проходили районные конкурсы на лучшие разработанные новые модели одежды. В роли манекенщиц выступали сами швеи и закройщики своих моделей. Прически, которые то же оценивались, придумывали и исполняли мастера из своей же парикмахерской. Проводили показ мод и в ДК «Горняк». Коллектив ателье подобрался дружный. Работали споро, слаженно.

В 80-м году пост руководителя ателье заняла Лидия Афанасьевна Михенко. В конце 80-х годов в ателье пришли работать закройщиками: Нина Кочмарчик, Наталья Рябочкина, Мария Костарева (позже уехала жить в Германию).

Работы для всех сотрудников ателье было много, так как готовой швейной продукции до конца 90-х годов в продаже практически не было, а к празднику каждой женщине хотелось пощеголять в обновке. Срок исполнения заказа должен был быть 10-15 дней. Работали на электрических швейных машинах. Каждая машина была настроена на свою операцию. В цехе верхней одежды были прессы для отпаривания. Утюги тех лет имели значительный вес – до пяти  – десяти килограммов. Гладили изделия через влажную ткань. Облегчённые утюги появились лишь в 90-х годах. По воспоминаниям ветеранов, первые утюги в ателье были чугунными и разогревались углём.

Больше всего заказов в ателье поступало на пошив платьев, блузок, юбок, летних сарафанов, халатов, мужских костюмов, осенних и зимних пальто из драпа. Женщины в те годы брюк, практически, не носили.

В советское время индивидуальный пошив пользовался большой популярностью, и благодаря этому небогатое население нашего посёлка выглядело хоть и не шикарно, но не однообразно и не шаблонно. Также в советское время при каждом большом магазине, где продавались ткани, работал закройщик. В Вишневогорской торговой конторе, в новом большом «стеклянном» магазине ассортимент тканей был обширный. И с 1981 года там работала закройщиком верхней одежды и костюмов Нина Степановна Путилова.

В 1991 году ателье в посёлке закрывается. Мастера, чтобы выжить занимаются пошивом одежды на дому.

 В 1993 году директор ЖЭУ Миронова Светлана Ивановна организовала при  жилищно-эксплуатационной конторе цех по пошиву и ремонту одежды. Пригласили на работу закройщиком Н. С. Путилову, швеями М. И. Демидову, А. Владыкину, Е. Серикову.

В 90-е годы время было тяжелое, производства простаивали, зарплату и пенсии не платили. Люди шли в ателье в основном не для того, чтобы заказать обновки, а перешить, починить старые вещи. Из вещей взрослых перешивали детям шубы и пальто, ремонтировали куртки, вставляли молнии. Было не до нарядов, лишь бы как-то выжить.

В 2001 году и этот цех закрылся. «Благодаря» китайским и турецким производителям все мы благополучно приоделись в потёртые джинсы, майки до пупа и болоньевые куртки. Одежда – унисекс. Дёшево и сердито.

Е. О. ДРОЗДОВА, п. Вишневогорск

Оцените статью или оставьте комментарий 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

1 комментарий

  1. https://garant-mg.club/eldorado/#assortiment-razrabotchikov-i-igrovykh-avtomatov-eldorado
    Они позволяют проводить время не менее увлекательно, чем оффлайн заведения, при этом дают возможность играть в максимально комфортных для себя условиях.
    Практически все онлайн казино украина на гривны с бонусами Украины предлагают клиентам бонусы .

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.