Наверняка, мало кто из жителей нашего района знает, что на территории Григорьевского поселения, недалеко от одноименного села, три года назад был заложен фруктовый сад интенсивного типа, который развивается стремительными темпами и в этом году дал первый урожай. Теперь каждую осень здесь будет пахнуть яблоками и грушами.
Официальное название фермерского хозяйства ООО «Григорьевские сады». Директор по маркетингу Ольга Сегаль вспоминает, что к идее закладки садов поначалу многие относились скептически. «В 2015 году мы начинали с 1,5 гектара садов, а теперь их уже 50, на которых высажены яблони, груши, смородина и жимолость, – говорит она. – К 2021 году планируем увеличить площадь садов до 80 га, по прогнозам, общий сбор плодов превысит 224 тонны, а урожайность составит от 15 до 20 тонн на гектар».
По словам Ольги Сегаль, интенсивные сады вначале требуют много собственных вложений, труда, особенного ухода и применения специальных аграрных технологий.
Напомним, по поручению губернатора Бориса Дубровского, в Челябинской области запущена программа продуктового импортозамещения. Но если самообеспеченность по основным продуктам питания в регионе значительно превышает необходимый уровень, то производство фруктов и ягод надо восстанавливать и наращивать. Поэтому, начиная с 2015 года, в областном бюджете предусматриваются субсидии на закладку и уход за многолетними плодово-ягодными насаждениями. Фермерскому хозяйству «Григорьевские сады» на эти цели с 2015 года, включая 2018 год, из областного и федерального бюджетов оказана поддержка в размере 50 млн рублей, что позволило хозяйству внедрить самые современные технологии для раннего вступления садов в плодоношение и получения высокой урожайности.
Точно в яблочко
О «Григорьевских садах» я слышала и раньше, но побывать здесь получилось впервые. Надо сказать, что мои традиционные представления о фруктовых садах оказались далеки от действительности. Что ожидала увидеть? Конечно, высокие яблони — с развесистыми кронами. Словом, настоящий сад. Но ни издалека, ни вблизи он так и не возник. Моему взору предстали плантации низкорослых деревьев, высаженные ровными рядами на расстоянии около метра друг от друга.
Сразу посыпались вопросы: почему деревца так близко друг к другу посажены и почему они такие маленькие, а зачем по всем рядам шланги натянуты?
Сопровождающие нас специалисты оказались словоохотливые и с удовольствием выдали всё, как на духу. Это интенсивный сад — самая что ни на есть передовая технология. Деревья маленькие, а урожайность с одной яблони — больше десяти килограммов!
Тут мне хотелось бы сделать небольшое отступление. Опытные садоводы знают, что закладка обычных садов дело не одного года. Посадил человек дерево — и годами ждет первого цветка, первого плода. Яблоня начинает плодоносить лишь на 6-8-й год, а груша и того позже — на 8-12-й. И все эти годы ожидания земля не работает на урожай и вместе с хозяином ждет, когда деревья покроются сильным, полным цветом. И когда дело доходит до уборки урожая, что только ни придумывают люди, чтобы снять плоды с высоких деревьев! Встряхивают ветви, забираются на лестницы, чуть ли не строительные леса ставят. Но такими в свое время были требования селекции — выводить сильнорослые деревья, чтобы на каждом было полтонны, а то и больше, плодов.
В интенсивном саду лестницы не нужны — деревья ростом с человека, не больше двух метров. За ними легче и удобнее ухаживать, например, обрезать ветки, формировать корону; легче и урожай собрать.
– Это яблони, выращенные на карликовом подвое, – рассказывает агроном фермерского хозяйства Артем Канунников. – При такой технологии все силы у растения уходят не на формирование корневой системы и ствола, а на будущий урожай. Плотность посадки очень высокая – от 800 до 1500 саженцев на один гектар. (Это ж сколько посадочного материала надо, если уже сегодня под плодово-ягодными деревьями и кустарниками занято 50 гектаров?!).
По словам Артема, близкое расположение яблонь упрощает использование капельной системы орошения — непременного атрибута интенсивного сада.
–Мы применяем капельный полив по экономичной израильской технологии. Вдоль каждого ряда протянут шланг, в нем проделаны небольшие отверстия — это капельницы, – поясняет, одновременно демонстрируя, Артем. – Они расположены через каждые полметра, ровно на том же расстоянии, что от дерева до дерева. Открываем кран, и вода начинает капать прямо под корень. По такому же принципу проводим и подкормку саженцев: по системе пускаем жидкие удобрения. Корневая система растений хорошо на такой полив и подкормку реагирует.
Показывая свои владения, фермеры посетовали на вредителей. Набеги на сад частенько совершают мыши и зайцы. Первый год, когда предприниматели только начинали познавать азы садоводства, грызуны-вредители погубили целые ряды высаженных по осени саженцев. Весной снег сошел, а у корней все стволы изъедены по кругу — деревья погибли. Сейчас они применяют несколько способов, чтобы сохранить посадки. Для изгнания мышей делают небольшие гнездышки, куда закладывают отравленные зерна. Птицы такие зернышки не едят, а вот мышки не прочь полакомиться. Самодельные гнезда, которых изготовлено уже около 8000, выкладывают почти около каждого деревца.
От грызунов раньше белили стволы деревьев известью, сейчас используют специальный белый бинт. Каждой осенью таким способом они обматывают стволы, который не только надежно спасает от зайцев, но и защищает стволы деревьев от ожогов.
Научный подход
По словам фермеров, основная работа сейчас сосредоточена на выборе посадочного материала, создании условий для быстрого роста и развития саженцев. Посадочный материал поставляют Свердловская селекционная станция и предприятие «Сады Урала», где саженцы выращивают «в пробирке» из крошечного кусочка меристемы методом микроклонального размножения. Такие саженцы-клоны, «растиражированные» по гидропонной технологии, полностью оздоровлены от болезней растений.
– Это суперочищенный материал от различных болезней и вредителей на уровне генетики, – рассказывает Ольга Сегаль. – Их по нескольку лет выращивают, прежде чем они к нам попадают. Стоимость одного саженца в наших садах от 50 до 850 рублей. Нам уже сейчас не хватает посадочного материала, а нужно еще больше, потому что мы планируем высаживать на 50 га в год.
Кроме тщательного подбора саженцев для садов интенсивного типа чрезвычайно важны опоры. В Григорьевских садах используют шпалерную технологию, когда будущие кроны деревьев размещаются на одной плоскости. Это не только красиво, но и удобно: идеально ровные междурядья позволяют вести необходимую обработку, обрезку, облегчают сбор урожая.
Закладывать сады «по науке» фермерам помогали ученые из Свердловской селекционной станции и Уральского государственного агрономического университета (УрГАУ). В частности, выдающийся уральский селекционер, ведущий научный сотрудник Свердловской селекционной станции садоводства, профессор кафедры плодоводства Екатеринбургского УрГАУ Леонид Андриянович Котов, он и сегодня оказывает хозяйству постоянные консультации.
Важно отметить, что «Григорьевские сады», пожалуй, единственный в России пример промышленного садоводства, где используются сорта только отечественной селекции.
– Мы брали самые дикие зимостойкие виды уральских яблонь и скрещивали их с лучшими европейскими сортами, – рассказывает Леонид Андриянович. – Так в наших краях появились замечательные сорта яблонь, у которых высокая зимостойкость, а плоды по внешнему виду и вкусу не уступают южным европейским сортам.
По словам ученого, когда он в 2017 году привез такие яблоки в Ялту, где в Никитском ботаническом саду проходила конференция селекционеров, крымчане поразились вкусовым качествам «уралочек». Ученый вывел ранние сорта «Серебряное копытце», «Горнист», а также средне- и позднеспелые «Экранное», «Румянка свердловская», которые долго не портятся и хранятся почти до весны.
Кстати, знаменитый селекционер отметил еще одно важное преимущество уральских яблок: Исследования показали, что наши яблоки еще и не содержат опасных для здоровья тяжелых металлов. В теплом, мягком климате западной Европы вредители размножаются очень быстро, и европейские плодоводы вынуждены за сезон от 18 до 30 раз опрыскивать растения ядохимикатами. Часть их остается в плодах, которые становятся не только практически бесполезными (такие яблоки Котов называет «пустышками», их в наших магазинах достаточно много), но и могут нанести серьезный вред здоровью. В уральских же садах вредителей в разы меньше, и нет нужды применять небезопасную химию. Поэтому наши сорта яблок, действительно, полезны для здоровья, – утверждает Леонид Андриянович.
Ягодники
Кроме фруктовых деревьев: яблонь и груш, в «Григорьевских садах» занялись также выращиванием, пользующихся большим спросом, ягодных культур: смородины и жимолости. Урожайный ресурс смородины — 6-8 тонн с гектара, а жимолости — 3-4 тонны.
– Жимолость — новая для наших мест, но очень полезная ягода, — пояснил агрохимик хозяйства Егор Сегаль. – На 5,5 га порядка 15 сортов посадочного материала, среди них есть суперочищенные сорта, которые не выводят на Урале. Мы даже планируем выращивать жимолость со вкусом земляники!
Как сообщил Егор Сегаль, со сбытом продукции проблем нет — на нее уже очередь до 2021 года. Около половины урожая фермеры будут поставлять в торговые сети, остальное — в общепит, для школьного питания, а также газовикам и нефтяникам Крайнего Севера, в воинские части. Есть договоренность о поставках и с итальянскими компаниями: в южных странах растущие только в холодных широтах смородина и жимолость – настоящий деликатес.
Кроме всего прочего, «Григорьевские сады» обеспечивают занятость местного населения, здесь также трудятся специалисты и студенты из Свердловской области и Пермского края.
По словам фермеров, в перспективе будет и свое длительное хранение, и переработка сельхозпродукции. Планируется построить плодохранилище.
Людмила НИЧКОВА
Уральского государственного агрономического университета (УрГАУ)-НЕВЕРНО!
Уральского государственного АГРАРНОГО университета
А ничего что в 1957 году именно на территории Каслинского района произошла радиационная катастрофа? На этих территориях должна быть охраняемая территория и запрет к возделыванию! А они радуются что кормят радиационными яблочками детей, солдат и больных в больницах! Деньги вам не пахнут как и радиация?