Хранитель секрета

Делом всей его жизни стало каслинское чугунное литьё

Скульптор, инженер Александр Юрьевич Стихин предложил заменить плоский силуэт коня с попоной, обозначающий въезд в Касли на настоящую литую скульптуру коня из металла, которая также будет узнаваема и также будет встречать гостей у ворот в город знаменитых мастеров художественного литья.

Александр Юрьевич уже начал работать над новым арт-объектом в своей мастерской, а вдохновляет его, пронесённое сквозь годы обещание, данное когда-то на могиле своего наставника — Александра Семёновича Гилёва, которое он не мог выполнить до сегодняшнего дня, а также поддержка и заинтересованность главы Каслинского района Игоря Колышева.

Мы побывали в гостях у скульптора, и он поделился с нами своими идеями, каким он представляет новый въездной знак, который может стать местной достопримечательностью. Но сначала, давайте поближе познакомимся с самим мастером и его творческим путём.

Кто он, Александр Стихин?
Ему 66 лет, по возрасту пенсионер, но не по духу и разуму. Возраст не мешает ему заниматься любимым делом, мотивация творческой деятельности никуда не делась. И хотя он родился не в Каслях, а в Свердловске, именно Касли стали для него отправной точкой в верном выборе профессии, позволившем реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, а главное получить удовлетворение от дела, которому он посвятил всю свою жизнь.

Александр Юрьевич Стихин, директор ООО «Каслинское литьё» — приверженец старинных традиционных тонкостей технологии изготовления высококачественных художественных литых вещей из металла.

От судьбы не уйдёшь
Окончив школу, Александр Стихин приехал в Касли и поступил учиться в профессиональное училище, выбрав специальность «Чеканщик художественного литья». В ходе учёбы молодой человек решил освоить и профессию формовщика, поняв, что если он хочет стать настоящим профи, то без знания технологии заливки металла в специальные формы, ему не обойтись.

«Удивительно мне и увлекательно было получить на практике тончайшую, ажурную, чугунную отливку. Чтоб не лопнула она в форме, была чистенькая, с чётким отпечатком рисунка, не требовала никакой обработки. Чтобы только от песка очистить её, и всё, готова! Такая литая поверхность будет храниться сто лет и не ржаветь, даже без покрытия», — пишет в своей автобиографии Стихин.

Чем глубже вникал он в суть каслинского литья, тем более разрастался его круг интересов для познания процесса «от и до», которыми ему хотелось овладеть в полной мере.

Добрым словом вспоминает он всех своих педагогов-наставников, у которых ему повезло учиться: Юрия Никитовича Зотова, Александра Алексеевича Чернова, Сергея Павловича Манаенкова, Александра Семёновича Гилёва — он то и взял талантливого выпускника училища на машзавод в свой отдел главного скульптора формовщиком-модельщиком художественного литья.

Вскоре Стихина призывают в ряды Советской Армии, но и там ему приходилось рисовать и оформлять пропагандистские объекты, полковые клубы, ленинские комнаты. Можно сказать, отшлифовывал на практике художественные навыки, да так, что решил поступать в Ленинградскую академию художеств. Но от судьбы не уйдёшь.

Вернувшись в Касли, встретился со своим учителем Сергеем Павловичем Манаенковым и тот, в ходе долгого проникновенного разговора, убедил Александра связать своё будущее с каслинским художественным литьём, которое не должно кануть в Лету и потерять секреты производства качественных вещей в угоду плановой экономики.

Ох, уж эти 90-е!
Александр Стихин поступил в Челябинский политехнический институт на металлургический факультет по специальности «Литейное производство черных и цветных сплавов». Защитил с отличием диплом по теме «Цех художественного литья», и стал инженером металлургом.
Молодым специалистом вернулся на Каслинский машзавод, где его сразу направили в художественно-технологический отдел (ХТО), только уже технологом художественного литья.

С молодым задором взялся он за повышение качества литья: проводил лабораторные исследования химсостава металла старинных отливок, изучал характеристики и способы приготовления песчано-глинистых смесей, которые нужны, чтоб получить былую четкость и чистоту отливок, анализировал результаты, подготавливал технические решения.

Технологическим процессом Стихин занимался настолько серьёзно, что считает себя «хранителем секрета легендарного каслинского литья».
Но нагрянули 90-е годы. Начался развал СССР и «чехарда» на машзаводе, Стихину пришлось зарабатывать «кусок хлеба» всеми навыками, какими только владел на тот момент. Будучи уже начальником ХТО, оптимизировался до скульптора 2-й категории, работал по договорам, и даже какое-то время был главным скульптором завода, хотя сам машзавод в былом виде уже и не существовал, «на плаву» оставался лишь цех художественного литья.

Пришлось Александру Юрьевичу уйти на вольные хлеба, брался за любой заказ, среди которых были особо интересные: конкурсная работа по созданию ограждений для раки Николая Чудотворца в итальянском городе Бари; двухметровая скульптура «Дон-Кихот»; решетки для вентиляционных проёмов нижней церкви и балкона купола храма Христа Спасителя, рельеф «Двуглавый орел»; камин «Барокко» и многие другие.

В начале 2000-х Александр Юрьевич стал учредителем и главным инженером ООО «Каслинское литьё» с припиской «г. Озёрск». Ничего общего с настоящим каслинским литьём в этом производстве не было, но у него появилась возможность реализовать почти все свои авторские разработки архитектурного литья. Всего у него 300 авторских работ.

В 2018 году он ушёл на пенсию, а в 2024-м сумел выкупить доли у участников ООО «Каслинское литьё» г. Озёрск, которое к этому времени прекратило свою деятельность и перерегистрировал общество в Каслях. Теперь всё в названии правильно и, хотя заказов у него мало, зато своих творческих планов — хоть отбавляй.

В мастерской скульптора
В декабре мы побывали в мастерской Александра Юрьевича Стихина, где он создаёт арт-объект для города Касли — вздыбленного коня, которого мечтает установить при въезде в город вместо нынешнего указателя, установленного в 1977 году.

Мы были впечатлены размерами скульптуры: более 5 метров в длину и 4 метра в высоту, она занимает практически всю мастерскую, её даже сфотографировать полностью невозможно.

Модель скульптуры выполнена на проволочном каркасе, заполненном пустыми пластиковыми бутылками, которые хорошо держат глину, её у мастера ушло 2,5 тонны, которую он, естественно, закупал на собственные средства.

Конь покрыт плёнкой, чтобы глина не высыхала. Её скульптор снимает лишь там, над частью которой будет работать. Сейчас он начал чистовую проработку глины. Это самый длительный процесс: необходимо проработать каждую деталь, каждый волосок, передать анатомию животного, особенности строения каждой его части, характерный рельеф мускулатуры.

Конь Стихина — это не слепая копия клодтовских коней, каслинский скульптор вносит в работу что-то своё, оригинальное, но при этом, стремится добиться такого же качества, как у старых мастеров.

Так хочется верить, что воплощённая фигура коня — символа Каслей — будет установлена на въезде в город, как и планирует автор. Во всяком случае, глава района Игорь Колышев, увидев фотографии, загорелся идеей установить литую скульптуру к юбилею города, который в 2027 году отметит свое 280-летие, но для этого одного желания мало. Нужны большие финансовые вложения, производственная площадка, где отлили бы фигуру и довели её до логической завершённости.

Людмила НИЧКОВА

Оцените статью или оставьте комментарий 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.