Округ вместо района: в чём смысл изменений    

Каслинский муниципальный район может стать муниципальным округом? Кто инициирует его создание и есть ли плюсы от преобразования?

Областные СМИ уже давно пишут о реформе местного самоуправления, которая осуществляется в регионе по поручению губернатора Алексея Текслера. Переход Каслинского муниципального района в статус Каслинского муниципального округа — вопрос ближайшей перспективы. В чём суть такого преобразования?

Для начала, давайте вспомним, как всё начиналось. Сначала (в 2003 году) государственная власть организовала муниципалитеты на уровне районов. Тогда это было логично и обоснованно. Были определены полномочия, утверждены основные принципы. Но всё же, для простых граждан, власть была сконцентрирована в административном центре района. 

Далее в 2005 году произошёл переход на двухуровневую систему местного самоуправления. Муниципальные районы, образно говоря, «поделились» властью с поселениями. Так, в состав Каслинского муниципального района вошли 11 городских и сельских поселений. При этом, каждое поселение получило свои полномочия, свой бюджет, свои органы управления: глава, местная администрация, представительный орган, иные должностные лица местного самоуправления. 

Вроде бы всё хорошо, люди получили «власть в шаговой доступности». Но… Ввиду того, что и район, и поселения — это отдельные муниципальные образования, в них принимаются десятки одинаковых решений (уставы, положения, решения о бюджете, прогнозные планы и другие). Но главное, человек, придя в сельскую администрацию со своей проблемой или вопросом, зачастую, слышал ответ: «Это не наши полномочия, обращайтесь в район», или «в местном бюджете нет денег на решение этого вопроса». Особенно остро это почувствовали на себе жители города Касли, когда на одной территории находилось две администрации и им приходилось часто слышать подобные рассуждения от чиновников.

Действующее законодательство о местном самоуправлении за последние 10 лет кардинально увеличило количество вопросов местного значения: на 2022 год для городских поселений их количество возросло с 22 до 42, для муниципальных районов — с 20 до 41.Нередко от глав поселений Каслинского района приходится слышать жалобы на нехватку денежных средств для решения вопросов. А что это за власть, если она не имеет средств для выполнения своих полномочий? К тому же, в силу острого дефицита бюджетов, разграничения полномочий и отсутствия возможностей поселения не могли самостоятельно участвовать в областных и федеральных программах.

Из приведённой таблицы видно, с каким бюджетом заходило каждое поселение в начале 2024 года и насколько он увеличился на 1 декабря этого же года. Разница в сумме — это как раз те объёмы финансовых средств, которые поступают на территорию в рамках областных и федеральных программ по заявкам и результатам конкурсов, в которых участвует районная администрация. Благодаря такой активной позиции района финансирование из бюджетов иных уровней ежегодно растёт. Только в прошлом году на территорию района в целом было привлечено 640 млн рублей. В этом году ожидается ещё большая сумма, большое количество заявок подано и на следующий год. 

И это без учёта других программ, которые реализуются на территории района, минуя местный бюджет. Например, строительство вышек сотовой связи, ФАПов на территории сельских поселений, ремонты отделений почтовой связи. Кроме этого, ремонтируются дороги областного и федерального подчинения, которые проходят по территории Каслинского района: Екатеринбург-Челябинск, Тюбук-Касли-Кыштым и другие. 

Поэтому неудивительно, что модернизация системы местного самоуправления по всей стране пошла в сторону укрупнения муниципалитетов.

Так, на ноябрь 2024 года, 51 регион находится в той или иной стадии перехода на одноуровневую систему местного самоуправления. В 20 субъектах Российской Федерации этот переход завершен в полном объёме. 

В Челябинской области в период с 2022 года по 2024 год в муниципальные округа преобразовано 4 из 27 муниципальных районов — Коркинский, Нязепетровский, Саткинский и Пластовский.

По большому счёту, ничего нового в этом нет. Если взять за пример рядом находящиеся городские округа — Озёрский, Снежинский или Кыштымский, то в их составе тоже есть населённые пункты, которые не являются отдельными самостоятельными муниципальными образованиями. 

Каслинский район включает в себя 11 городских и сельских поселений. В каждом из них необходимо выбирать местных депутатов и глав муниципальных образований. А выборы — это всегда траты бюджетных средств. Сейчас у нас порядка 150 депутатов районного, городского и сельского уровней. Чтобы провести выборы в поселениях из бюджета района мы тратим 11 млн рублей. Не лучше ли направить эти деньги на благоустройство общественных территорий или ремонты клубов?

Когда в администрации изучали вопрос преобразования района в новую административно-территориальную единицу, взяли на вооружение положительный опыт и других регионов. Например, Свердловская область изначально успешно работала по одноуровневой системе, в текущем году на одноуровневую систему перешли Курганская область и Пермский край, где полностью завершена реформа местного самоуправления.

С учётом того, что в 2025 году в единый день голосования на всей территории Челябинской области, в том числе и на территории нашего района, пройдут выборы депутатов в местные советы, а также учитывая ожидаемую корректировку закона, проводить выборы представительных органов нецелесообразно, так как после того, как новый закон вступит в силу, придётся новые составы депутатских корпусов распускать. 

По состоянию на середину ноября 2024 года, в Государственной Думе РФ осуществляется подготовка ко второму чтению нового федерального закона о местном самоуправлении – «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

Вместе с тем правовые основания для объединения поселений с последующим образованием муниципального округа были установлены ещё в 2019 году – путём внесения изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ. Данный закон действует в настоящее время. 

Поэтому планируемые или осуществляемые сегодня преобразования соответствуют законодательству о местном самоуправлении, выполняются согласно установленным законом процедурами.

В этой связи губернатор Челябинской области Алексей Текслер дал поручение о поэтапном вхождении на одноуровневую систему.

Данная инициатива была рассмотрена на заседании Собрании депутатов и направлена в городские и сельские поселения для рассмотрения и обсуждения данного вопроса на публичных слушаниях для последующего принятия решения. 

В случае принятия большинством территорий этой инициативы, с 2026 года наш район получает возможность перейти к новой системе организации управления на территории.

О том, какие принципиально новые возможности предлагает округ по сравнению с районом и как дальше будут развиваться события, мы поговорили с главой Каслинского района Игорем Владиславовичем Колышевым.

– Игорь Владиславович, какие новые возможности предлагает округ по сравнению с районом?

– При переходе в округ на территории образуется одноуровневая система власти — одна окружная администрация и один представительный орган. Уходят в прошлое сельские и городские Советы депутатов, а также местные администрации. Их место займут территориальные управления Каслинского муниципального округа.

Мы уже провели совещание с главами поселений и председателями Советов депутатов, в котором также приняли участие руководитель внутренней политики Челябинской области и его заместитель — непосредственный куратор Каслинского района. 

Главам предложено с 2026 года возглавить эти территориальные управления, а председателям Советов депутатов стать их заместителями по работе с населением.

Статус руководителя территориального управления возрастает, его основные задачи — система организации и система контроля за работой подрядчиков.

– Вы упомянули, что при переходе в округ в поселениях не станет местных администраций. Тогда как власть будет взаимодействовать с населением?

– Местное самоуправление не отдаляется от населения. Образованные на месте сельских администраций территориальные управления продолжат осуществлять выдачу всех документов и предоставлять все иные услуги, которые ранее предоставляла сельская администрация. Работать в территориальных управлениях будут сотрудники, которые ранее работали в администрации поселений — при условии, что они сами решили продолжить службу. Но у представителей власти на местах появляется больше времени для работы с жителями. А вопросов в каждом поселении очень много: благоустройство, уличное освещение, вывоз ТКО и так далее.

– Тогда в чём отличие территориального управления окружной администрации от сельской администрации?

– Самое важное отличие в том, что теперь не будет ситуации безответственности, когда, например, поселение перекладывало решение вопросов на районный уровень, а район просто не вправе в силу разграничения полномочий делать это за местную администрацию.

Объединившись в муниципальный округ, мы консолидируем средства для решения актуальных местных вопросов. Более того, сможем это делать оперативнее.

Одна из главных целей преобразований — не ликвидировать власть в поселениях, а усилить работу власти на местах за счёт снятия нагрузки, никак не связанной с реальным решением важных для людей вопросов, упрощения процессов управления, централизации ответственности в единых органах управления, обеспеченных большими ресурсами.

– Как изменения скажутся на жителях? 

– Для жителей преобразование не потребует изменений в паспортах. Льготы, установленные для населения сельской местности, не утрачиваются, так как не меняется статус населённых пунктов. Переоформлять документы не потребуется: адрес, прописка, ИНН, СНИЛС, свидетельства о собственности и другие документы продолжат своё действие.

При «переходе» из района в округ населённые пункты сохранят свои названия и границы. Кроме того, упростится процедура обращений в органы местного самоуправления. Это позволит гражданам решать интересующие их вопросы более оперативно, без необходимости уточнения принадлежности полномочий района или сельского поселения.

В рамках прошедшей избирательной кампании были собраны наказы избирателей, из которых сформирована народная программа, и сегодня мы формируем проекты, в рамках инициативного бюджетирования и комплексной программы развития сельских территорий. Мы знаем все потребности населения, все болевые точки и, учитывая пожелания жителей, создаём новые спортивные площадки, благоустраиваем территории, ремонтируем детские садики и так далее. 

Это, так сказать, плановые вопросы. Кроме них, естественно, возникают и внеплановые обращения, которые мы видим и в соцсетях, и в личных обращениях граждан, которые обращаются для решения своего вопроса, непосредственно в администрацию. Такая возможность всегда есть.

На территории много жителей с активной жизненной позицией. При желании, они могут принять участие в выборах Собрания муниципального округа и попробовать свои силы в качестве депутата или стать помощником депутата с получением особых прав: участвовать в заседаниях сессии Собрания депутатов муниципального округа, в обсуждениях на депутатских комиссиях, при принятии программ и так далее.

Также у нас работают Советы ветеранов, роль которых в этом случае тоже повысится, есть различные партии и общественные объединения. Мы рассчитываем на их активное участие по формированию приоритетов и решению вопросов для отдельных категорий граждан. 

– Расскажите коротко о том, как дальше будут развиваться события.

– Вся реформа будет проходить в течение 2025 года, потому что она связана с реорганизацией бюджетного процесса, который упростится в несколько раз. 

Преимущественная часть поселений не обладает финансовыми и кадровыми ресурсами для исполнения полномочий в полном объёме, возможностями для полноценного решения вопросов местного значения. 

У нас сейчас 12 глав. Глава района, 11 глав сельских и городских поселений. В ходе преобразований, после принятия закона о слиянии, останется только глава муниципального округа. Также будут ликвидированы представительные органы – Советы депутатов — всех 11 сельских поселений. Вместо депутатов, входивших в составы Советов депутатов поселений, мы будем выбирать только 15 депутатов, которые составят Собрание Каслинского муниципального округа. После избрания депутатов муниципального округа действующий глава района уходит в отставку, потому что это предполагает проведение выборов уже главы муниципального округа.

Необходимо отметить, что выборы депутатов представительных органов муниципального округа первого созыва, которые предполагается провести 14 сентября 2025 года, финансируются за счёт бюджета Челябинской области, а не за счёт средств местных бюджетов.

Людмила НИЧКОВА

Оцените статью или оставьте комментарий 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.