С 1 февраля 2023 года Управление образования Каслинского района возглавила Татьяна Алексеевна Голунова. В преддверии выпускных вечеров она дала первое интервью в новом качестве.
– Татьяна Алексеевна, что ждёт систему образования нашего района уже в самой ближайшей перспективе: какие задачи поставлены, какие решения предстоит найти?
– Главой Каслинского района Игорем Владиславовичем Колышевым для нас определены ключевые индикативные показатели на 2023 год. Главный среди них — качество образования. Данный индикатив, конечно, не единственный. Есть индикативы по организации и охвату детей дополнительным образованием, дошкольным образованием, горячим питанием, волонтёрским движением, по выполнению норм ГТО, по снижению правонарушений несовершеннолетних.
К повышению качества образования стремится не только наш район, а все территории России. На сегодня это весьма злободневный вопрос. Несмотря на то, что у нас повсеместно продолжается интенсивная цифровизация большинства сфер жизни, человек, ученик и личность учителя остаются основополагающими. И здесь, повторюсь, главная цель – поднять качество образования, в том числе, за счёт роста мотивации педагогов, повышения качества преподавания. Реализовывать это будет необходимо, учитывая такие моменты, как объективное существование кадрового голода, вопросы старения педагогического состава. Привлечение молодых специалистов, в том числе, в рамках программы «Земский учитель», — ещё одна из задач руководителя.
На мой взгляд, у нас в районе очень работоспособный штат педагогических работников, у которых имеется хороший потенциал. При более полной реализации этого потенциала, мы способны достичь высоких качественных показателей в образовании. Здесь практически всё зависит от того, как управлять, как руководить и как ставить перед коллективами эти задачи.
Например, нам надо добиться прогресса в вопросе сокращения числа детей, идущих в школу с установленным видом. Для этого мы реализуем ещё одну задачу — по согласованию с руководством Министерства образования Челябинской области, путём присоединения детских садов к школам, формируем образовательные центры.
– Как это будет выглядеть на практике, и что это даст детям, педагогам, району в целом?
– На территории Каслинского района первые образовательные центры уже созданы в Григорьевке и Огнёвском, далее такие центры будут созданы в Вишневогорске, Шабурово, Багаряке, Тюбуке, Береговом и Булзях. Именно с целью улучшения качества и преемственности образования, реализации принципа его непрерывности, единства контроля и управления, а также, для консолидации педагогических кадров и их дополнительной мотивации, в Вишневогорске будет объединение трёх детских садов, а в названных сельских поселениях объединятся в единую образовательную организацию детские сады и школы. То есть, детский сад войдёт в школьную организацию структурным подразделением.
Что это даст? Простой пример с привлечением дополнительных средств в систему: сейчас в образовании действует система подушевого финансирования, поэтому имеет место тенденция к укрупнению и сокращению юридических лиц с низкой наполняемостью учащихся.
Таким образом, слияние в единую организацию школы и детского сада, сразу привлечёт и больший объём финансирования. Это — не единственный плюс, так как после слияния и уменьшения количества юридических лиц произойдёт определенная оптимизация отчётности, оптимизация процесса управления, повысится здоровая конкуренция кандидатов на руководящие должности, снижение точек закупок, высвобождение средств, которые можно направить на другие нужды и потребности в учреждениях. При этом, не ущемляется право на образование детей, они остаются в тех же условиях, все педагоги остаются и продолжают работать в системе образования, причём, в рамках новых образовательных стандартов, которые уже с 1 сентября станут едиными по всей России.
– Не задавит ли эта «унификация» школьных программ ростки творческой активности в юных умах?
– Нет, конечно! Сейчас идёт обновление федеральных образовательных стандартов, и с начала нового учебного года мы выходим на единые ФГОС. Единообразие школьных учебников на территории всей страны, единые программы по всем предметам только помогут ребятам и на экзаменах, и при переходе из одной школы в другую не будет возникать недоразумений по типу «а мы такое не изучали». В дальнейшем педагоги СУЗов и ВУЗов будут иметь чёткое представление о том, каким стандартным багажом знаний обладают их студенты-первокурсники. Этот багаж знаний федеральным министерством образования определён и стандартизирован по каждому предмету, сформированы учебные планы, изданы учебники. То есть, с точки зрения понимания, каков он — наш юный гражданин России, выпускник школы — всё становится понятно.
Практика показала, что при чрезмерном разнообразии подходов — методических, авторских, содержательных — хорошего получилось, прямо скажем, немного. При отсутствии единого стандарта мы потеряли очень многое. Например, свои позиции самой читающей страны в мире. Переход на единый ФГОС — это первооснова. Но, при этом, вариативная часть, как, например, углублённое изучение предмета, остаётся. Здесь никаких препятствий не будет. Ребёнок сможет сам выбирать себе предметы для углублённого изучения, согласно своим желаниям и способностям.
– Что в области воспитания? Сейчас эта функция возвращается в образовательную систему.
– Изначально в нашей стране система образования была построена именно на трёх «китах»: воспитание, образование, развитие. Сегодня нужно возвращаться к этому триединству, к преемственности. Конечно, это непросто, и в рамках формирования в системе образования магистрального направления воспитания уже введены, так называемые, «Разговоры о важном». Это тематическое общение классных руководителей с ребятами, когда формирующаяся личность ребёнка, его ищущее и познающее начало «завязываются» на общее со взрослым авторитетным человеком — педагогом — построение системы ценностей, приобщение юного гражданина к жизни страны, общества, государства. И здесь многократно возрастает роль классного руководителя и педагога в целом.
Кроме того, во всех образовательных учреждениях введены должности советников по воспитанию, плюс — большое внимание уделяется образованию детско-юношеских патриотических объединений. Это и «Движение первых», которое в итоге должно стать флагманом: охватить все направления, которые существуют у нас в молодёжной среде, удовлетворить все запросы юного поколения на общественную жизнь. Это и всевозможные спортивные, туристические, художественные и многие другие объединения. Продолжат свою воспитательную работу и патриотические общественные объединения, такие как всероссийская «Юнармия», кадетские классы и др. Всё это приветствуется и будет только развиваться. Детям хочется единства, и мы должны максимально создать им соответствующие условия, в том числе, и для нравственного, духовного созревания. Так должно быть, если мы хотим вырастить не только самодостаточную личность, но и гражданина, патриота своей страны.
Ещё одно магистральное направление работы — формирование у детей функциональной грамотности: финансовой, правовой, цифровой. Чтобы наши дети не были вне тех тенденций развития, которые сейчас реализуются. Мы должны формировать у них все современные компетенции, навыки жизни, в том числе, вдали от родителей. Чтобы к окончанию школы и вхождению во «взрослую жизнь» юноши и девушки были к ней максимально подготовлены.
– Татьяна Алексеевна, говорят, выпускной бал одиннадцатиклассников будет в этом году каким-то необычным, приоткройте секрет.
– В Год педагога и наставника в Челябинске, в парке культуры и отдыха им. Гагарина, пройдёт большой областной праздник «Атомный выпускной». Для участия в нём запланирован приезд, примерно, шести тысяч выпускников. Поучаствовать в мероприятии могут по желанию все выпускники одиннадцатых классов со всей области.
От нашего района о своём желании участвовать заявили одиннадцатиклассники Каслинских школ №24 и №27. Этот грандиозный областной праздник начнётся в 23 часа 23 июня и завершится в 5 часов 24 июня.
Уверена, что яркие впечатления останутся у наших выпускников на всю жизнь.
Светлана ДМУХ
Оставьте первый комментарий