Школа начинается с библиотеки

Ирина Викторовна Карпеева

В преддверии профессионального праздника — о работе школьных библиотекарей

Школьные библиотеки, библиотеки города и нашего района охватывают весь район живой сетью знания и общения, несут в массы интеллектуальные ценности, развивают, дают возможность приобщиться к культуре через книгу. А хранитель книг, как известно — библиотекарь. О, как я помню многих преданных своему делу библиотекарей!

На фото: Галина Геннадьевна Букина и Надежда Николаевна Молчанова, библиотекари школы №24, за подготовкой очередного мероприятия

Любовь Романовна Бердникова, библиотекарь Багарякской школы, самозабвенно влюблённая в книгу, и влюбляя в неё школьников с первого класса, вовлекает их не только во вдумчивое чтение, но и сочинение собственных сказок, рассказов, стихов, изготовление книжек-малышек. В более старших классах ученики вовлекаются в проектную деятельность, конкурсы, литературные вечера, поэтические встречи, и опять не обойтись без лучшего друга — книги.

Валентина Владимировна Савко, библиотекарь Тюбукской школы, не представляет жизни без книги. Книга почти с рождения и до последних дней заставляет задумываться, развивает, советует, иногда разочаровывает, но неизменно остаётся спутником мыслящего человека.

Валентина Владимировна — дважды участник районного и областного конкурсов библиотекарей «Библи ОБРАЗ», и оба раза стала победителем. Такая вот, она — творческая натура, хотя внешне спокойная, уравновешенная.

Тамара Нинеливовна Комлева, библиотекарь Шабуровской школы, ведёт серьёзную работу с учащимися по самым разнообразным направлениям: экспедиционный материал «Наследие» об участниках Великой Отечественной войны, локальных войн — своих земляках; неразрывная связь библиотеки и школьного музея; живописные рисунки школьников по мотивам выставки из Екатеринбургского музея. В библиотеке идёт такая живая, эмоциональная встреча с книгой — через чтение, сочинение, рисунок, поделку, творческую фантазию ребёнка, — что домой никому не хочется уходить. Да ещё и так здесь уютно, тепло, интересно вместе с обожаемой Тамарой. С ней не заскучаешь — она и на баяне великолепно сыграет, и такое вам расскажет, что немедленно сам захочешь прочитать про это.

Можно ещё много и долго вспоминать про трудолюбивых, интересных библиотекарей: М.Г. Ускову, Н.Г. Толшмякову из Огнёвской школы, О.Н. Исмаилову из Вишневогорской, Н.И. Гредель, Л.В. Шукшину из Береговской, Н.Н. Кагарманову из Маукской, С.Д. Корнилову, Г.В. Кашапову, О.И. Куликову, А.В. Широкову, С.Н. Голодневу, В.Н. Ибрагимову, И.В. Карпееву, Г.Г. Букину, Н.Н. Молчанову — из школ города.

Большой стаж у Ирины Викторовны Карпеевой, очень доброжелательной, всегда готовой помочь начинающим. Она дважды успешно участвовала в областных конкурсах профессионального мастерства. Ирина Викторовна некоторое время была руководителем методического объединения библиотекарей. Никогда не отказывала в помощи.

Помню время, когда Татьяне Ивановне Шавкуновой, будучи заведующей методкабинетом, приходилось «вымаливать» 15% доплаты руководителям методобъединений, потому что это ответственная и трудоёмкая работа.

Много лет методистом по библиотекам и учебникам была Людмила Николаевна Карпеева. Вела работу планомерно, чётко, добросовестно. Сколько труда вложено и умственного, и физического!

В работе школьных, сельских, городских массовых библиотек всегда была тесная взаимосвязь, поддержка друг друга. Хорошо помню нашу работу с Ниной Васильевной Устьянцевой: смотры, конкурсы, совместные семинары, книжные обзоры, выставки, литературные вечера, встречи с писателями, поэтами. Самыми активными были библиотекари: Н.В. Белышева, Р.П. Боровкова, чуть позже — М.Л. Ерёменко, М.А. Головкина, О.Г. Котова, Л.С. Бунас, Т.В. Баранова, И.С. Широкова и другие.

Я не могу конкретно сказать о тех молодых, кто работает в настоящее время. Конечно, они работают, осваивают новые компьютерные технологии, ведут статистический учёт своей деятельности и — отчёты, отчёты, сколько их! Образовательная политика последних 15 лет превращает школьную библиотеку просто в пункт выдачи учебников. Вдумайтесь только: подушевое финансирование, то есть, зависит от количества классов — комплектов. И результат: из тринадцати школьных библиотек в четырёх есть ставки заведующей библиотеки, в семи — по 0,5 ставки, а в одной (плакать хочется!) всего лишь 0,25 ставки библиотекаря! А оплата – по МРОТу! Слово-то какое — впору умереть…

Все мы понимаем, насколько нужна школе библиотека, что ничто не заменит бумажную книгу, что не должны быть половинчатые ставки библиотекарей, что фонд учебной литературы не должен превышать основной фонд; что должна быть и периодическая печать, справочная, энциклопедическая литература, детские журналы…

Необходимо предпринять меры по восстановлению фондов школьных библиотек (когда было пополнение — никто не помнит), в которых, кстати, 60-70% изношенных книг; обеспечить права ребёнка не только на учебник, но и на хорошую книгу и детский журнал, ведь большое количество семей не имеют дома ни одной книги; срочно остановить кадровый кризис, защитить самую низкооплачиваемую группу работников библиотек.

Об этом говорят десятилетиями на государственном уровне, в министерствах, на больших форумах, семинарах, а «воз и ныне там».

Думаю, необходимо продолжить районные конкурсы, как мерило профессионального мастерства. Это в наших силах, нашего методического центра.

Мне всегда хочется, чтобы на вопрос: «С чего начинается школа?», я получила бы ответ: «Школа начинается с библиотеки!»

Севастопольский психолог и поэт А.Д. Шапошников считает, что «по большому счёту, библиотечная работа — это помощь людям в наведении душевного порядка». Желаю и вам, дорогие библиотекари Каслинского района, душевного порядка, крепкого здоровья, семейного благополучия и большого удовольствия от библиотечной работы.

С уважением,

Л.А. ШЕВЦОВА

Нина Григорьевна Толшмякова – ветеран библиотечного дела, с. Огнёвское
Оцените статью или оставьте комментарий 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.