Судьба краснофлотца Овчинникова.

 

Память об участниках Великой Отечественной войны – это свидетельство уважения народа к своему прошлому, к героям, отдавшим жизнь за Отечество. Не всем им удалось вернуться с Победой. Тогда приходила в дом казенная бумага: пропал без вести. Эти три скупых слова до сих пор не дают покоя родственникам участников войны.

Недавно ко мне обратилась жительница города Касли Дмитриева Римма Ивановна с просьбой, найти информацию о судьбе и боевом пути родственника, Овчинникова Николая Андреевича, 1916 года рождения, который пропал без вести в августе 1941 года.

Известно, что он ушел служить на флот в 1936 году из города Асбест Свердловской области. Никаких сведений о его службе не осталось. У родственников сохранилась лишь небольшая фотография, на которой запечатлен Николай Андреевич со своими сослуживцами. На ней написаны фамилии краснофлотцев и командиров – Арсеньев, Шапиров, Белокопытов, Линовицкий, мичман Мажура. В интернете я нашла информацию о мичмане Мажуре Никите Трофимовиче, 1901 г.р., который погиб в Ленинградской области  у поселка Синявино. Воевал он в 55-й отдельной стрелковой бригаде командиром минной роты. Значит, наш земляк – Овчинников Николай Андреевич тоже должен иметь военную специальность минера, но только на флоте.

Следующим я нашла командира Арсеньева Григория Николаевича, 1898 г.р., капитана 2-го ранга. Из его морской биографии я узнала, что он в период службы матроса Овчинникова с марта 1931-го по март 1938 года был командиром эсминца «Калинин», с марта по сентябрь 1938 г. командиром крейсера «Аврора», с марта 1938 года по июль 1941 года командиром учебного корабля «Свирь». Нашла и заместителя командира эсминца «Калинин» капитана 2-го ранга Белокопытова Самуила Моисеевича, 1903 г.р.

Получается, что матрос Овчинников служил на эсминце «Калинин», так как его военная специальность соответствует специальностям эсминца «Калинин».

В начале войны эсминец «Калинин» находился на ремонте в порту города Таллин. После ремонта в июле – августе 1941 года эсминец участвовал в минно-заградительных операциях Балтийского флота в Финском заливе при обороне Таллина, а 28 августа 1941 года корабль участвовал в Таллинском переходе — операции по эвакуации основных сил Краснознамённого Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт и Ленинград.

При выполнении основной боевой задачи эсминец «Калинин» подорвался на мине 28 августа 1941 года в 22 часа и через час затонул у острова Мохни в Финском заливе. В этом трагическом переходе при эвакуации из Таллина караван кораблей с огромным количеством людей, оборудования, вооружения и боеприпасов попал на минные поля. В течение 3 дней подорвались на минах и погибли при вражеских бомбежках 19 боевых кораблей, 18 транспортов, 25 вспомогательных судов, 8600 моряков, 1740 солдат Красной армии, 4628 гражданских людей.

Экипаж эсминца «Калинин» составлял 160 человек, спастись удалось немногим. Экипаж подорвавшегося эсминца сняла команда другого корабля. Впрочем, тому тоже не повезло, так как он тоже подорвался на мине. Вода в Финском заливе была 16–17 градусов, поэтому продержаться на воде несколько часов было очень трудно.

В Кронштадте действует Морской собор святителя Николая Чудотворца, храм-памятник всем, когда-либо погибшим морякам. Под куполом на памятных досках увековечены имена погибших моряков от адмиралов до нижних чинов, безымянных. Есть там запись и об эсминце «Калинин».

Найдя сведения об Овчинникове Николае Андреевиче, я рассказала Римме Ивановне о боевом пути и гибели её героического предка.

Изучая интересные людские судьбы, понимаешь, как нам нужна память о прошлом. Поколения сменяются, а память остается, как нить, связующая прошлое с настоящим.

Анна ТИТОВА

г. Верхний Уфалей, Челябинская область

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.