От радиотехники для фронта до космоса и Арктики: АО «Радий» — 80 лет

Акционерное общество «Радий» берет свое начало от Харьковского государственного завода, эвакуированного в Касли в начале Великой Отечественной войны. Пример «Радия» примечателен тем, что за всю свою историю, длиною в 80 лет, завод выпустил сотни наименований продукции — от радиостанций и пеленгаторов для Красной Армии до изделий для Российских железных дорог, Роскосмоса, Росгидромета и авиации.
Всего 6-7 лет назад мало кто верил, что продукция каслинского радиозавода будет настолько востребована. Неудивительно, что в те годы завод переживал кризис: сокращенная рабочая неделя до 4-х дней, постоянные простои, особенно в летнее время, а суммарная выручка за год составляла не более 350 млн рублей. Завод отдаленно напоминал нынешнее успешное предприятие — и по объему производства, и по другим параметрам. Ситуацию удалось переломить с приходом нового генерального директора — Дмитрия Евгеньевича Кожевникова, человека, который уже более шести лет возглавляет АО «Радий».

Сегодня «Радий» осуществляет важнейшие государственные и гражданские заказы. Он один из лидеров в России по разработке и производству систем и приборов для метеозондирования, способных выполнять свои функции даже в суровых условиях Арктики и Антарктики.
Накопленный за десятилетия технический потенциал предприятия в последние годы существенно приумножен: современное оборудование, талантливые инженеры и конструкторы способны создавать уникальную высокотехнологичную продукцию, воплощая идею заказчика от эскиза до готового изделия.
Экономический потенциал предприятия тоже растёт — увеличивается портфель заказов, оптимизируется производство, партнерские отношения с другими заводами открывают новые возможности для кооперации. Только за прошлый 2020 год завод отгрузил продукции на 1 млрд 300 млн рублей.
Сейчас коллектив градообразующего предприятия — 540 человек, при этом приём, готовых к работе на производстве молодых людей, продолжается. Здесь они могут получить богатый производственный опыт, влиться в рабочий коллектив, построить карьеру.


Мы побеседовали с Дмитрием Евгеньевичем Кожевниковым, чтобы узнать — как изменилось предприятие с его приходом и как он оценивает его место на Российском рынке? В каком направлении сейчас работает заслуженный завод и какую деятельность ставит в приоритет?
– Сегодня, вверенное мне предприятие, реализует инновационные программы, модернизирует производство и активно развивается. Мы освоили ряд новых направлений. Например, та же метеорологическая тематика. Если изначально, когда я пришел, это были аналоговые зонды, которые, кроме нас выпускало еще три предприятия в России, то на сегодняшний день мы разработали и внедрили в производство уникальные цифровые и навигационные зонды, цифровой локатор. Изделий такого уровня в России пока нет. На их разработку обычно предприятия тратили не менее 10 лет, мы же освоили за полтора года. Это говорит о том, что у нас мощнейший внутренний потенциал инженеров, конструкторов, технологов.
Все эти годы мы активно развивали контрактное производство. Если в 2015-2016 годах объем заказов составлял 20-30 млн рублей, то сейчас он вырос в 10 раз.
В прошлом году, в связи с пандемией, нам доверили изготовить сложные, многоэлементные платы управления для аппаратов ИВЛ для срочной поставки их в больницы. Таких плат в каждом аппарате 8 видов. Представьте только, что нам предстояло в кратчайшие сроки сделать 15 тысяч комплектов! Это колоссальное количество. К нам приезжали конструкторы из других предприятий, но никто не решился взяться за этот заказ, а мы — не самый большой завод — взяли и, несмотря на возникавшие проблемы, сделали качественно и в обозначенные сроки.

Наше предприятие выполняет и гражданские, и государственные заказы. У нас есть авиационная лицензия — мы делали блоки управления для российского гражданского самолета МС-21, для военного самолета ЯК-130 . Есть медицинская лицензия — пытаемся участвовать в разных проектах и осваивать это направление.
Вообще, стараемся не чураться любой работы и максимально удовлетворять своих клиентов. Постоянно информируем заказчика, на какой стадии находится его заказ, если возникает малейшая проблема, предлагаем пути решения. Как оказалось, для многих это очень важно. Такое взаимодействие с заказчиком позволило нам зарекомендовать себя, как надежного и стабильного производителя, в полной мере реализующего свои обязательства перед клиентами и партнерами.

– А свободных вакансий на заводе много?
– Не скрою, текучка кадров есть, хотя она небольшая. Мы размещаем вакансии на своем сайте, постоянно обновляем эту информацию. Самыми востребованными инженерными вакансиями были и остаются: инженер-конструктор, инженер-технолог, а также операторы высокотехнологического оборудования. Мы ищем себе сотрудников через высшие учебные заведения по нашим направлениям, сотрудничаем с Кыштымским радиотехникумом. После окончания обучения студенты приходят к нам на работу, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Но у нас существует и своя полугодовая программа обучения молодых специалистов. Мы закрепляем за ними профессионального наставника, который помогает им освоить новую специальность. Кадры очень нужны.

– Какие планы у завода на ближайший год?
– Следующий год, можно сказать, уже начался: заключаем контракты, активно, занимаемся формированием бюджета. Задача минимум — сохранить текущий рост. Задача максимум — войти в ряд новых проектов, освоить их серийное производство. Мы очень гордимся тем, что по некоторым параметрам наши изделия превосходят имеющиеся аналоги, в том числе и иностранные. Работы, которую предстоит сделать, еще очень много и планов тоже много по разным направлениям.
– Каким Вы хотели бы видеть завод в перспективе, через 5-10 лет?
– Хочется, чтобы завод продолжал расти, чтобы появлялись новые возможности для роста. Потому что, если предприятие, достигнув определенного «потолка», хочет только почивать на лаврах, то это путь к закату, к сожалению. Если же мы будем хотя бы по чуть-чуть, но каждый год, прирастать объемами заказов, диверсификацией этих заказов, своими наработками, внедрять что-то новое — это уже показатель того, что предприятие имеет стабильный устойчивый рост и его менеджмент не консервируется внутри. Это говорит о том, что через 5-10 лет наше предприятие и дальше будет жить, развиваться, будет успешным. Мне бы этого очень хотелось.

– Дмитрий Евгеньевич, а Вы не жалеете, что пришли на завод?
– Ни капли не жалею. Очень рад, что в свое время кардинально поменял свою жизнь с приходом на «Радий». По первому образованию я юрист, когда стал директором завода, получил второе высшее в сфере управления, и теперь возвращаться к первой своей профессии мне совершенно не хочется. Производство мне нравится намного больше. Вдохновляет работа инженеров, конструкторов, которые предлагают какие-то новые решения, вместе с ними мы пытаемся их реализовать, создаем новый реальный продукт, который можно потрогать, проследить историю его рождения: от получения заказа до сдачи готовой продукции и даже еще дальше. Обычно в начале недели я в Каслях на заводе, а заканчиваю рабочую неделю встречами с внешними партнерами и коллегами в Екатеринбурге, Челябинске, Москве. Работа интересная, творческая, живая…
Не менее интересно и увлеченно рассказывает о своей работе, о родном заводе, которому он посвятил более 30 лет, Валерий Михайлович Палтусов — заместитель генерального директора по техническим вопросам, главный инженер АО «Радий».
– Наш завод всегда был знаковым градообразующим предприятием с огромным потенциалом. Сегодня мы опираемся на мощный опыт и крепкие традиции в области радионавигации, радиолокации. Главным преимуществом завода является полный цикл производства. У нас креативная и сильная команда, которая сформировалась на предприятии, заинтересована в развитии, работает с азартом, выносит свои новаторские разработки и предложения. Мы не будем заниматься телевизорами или микроволновками, потому что это делают все. Мы берем в разработку то, что востребовано на рынке с высокотехнологичной промышленной продукцией.
Например, мы разработали и продолжаем совершенствовать цифровую радионавигационную систему зондирования атмосферы «Полюс». К настоящему времени разработаны и испытаны в арктических средних и южных широтах несколько модификаций этой системы. По результатам этих испытаний было принято решение поставить систему «Полюс» в Антарктиду на станции «Новолазоревская» и «Мирный»; на станции в Арктику на научно-исследовательский стационар «Ледовая база «Мыс Баранова». Система «Полюс» на текущий момент трудится на аэрологических станциях: Нарьян-Мар, Пермь, Бор, Туруханск, Барабинск, Архангельск, Малые Кармакулы, остров Диксон и других.
Мы понимаем, что развитие предприятия требует денег, а денег не будет без развития предприятия. Поэтому занимаемся поиском уникальных, первопроходческих идей в своей сфере, стараемся максимально диверсифицироваться, чтобы потеря какого-то одного из ключевых заказчиков не так больно ударила по предприятию.

Цеха должны работать соответственно реалиям настоящего, поэтому некоторые не рентабельные производственные участки мы законсервировали. Высвобожденные средства направили на оснащение и модернизацию другого производства: приобрели измерительную технику, дополнительный фрезерный станок, ускорили инструментальное производство, усилили измерительную базу. За счет всего этого получили более сложные новые заказы.
Мы развиваем производственную кооперацию, сотрудничая с другими предприятиями. К примеру, надо выполнить большой заказ: находим партнеров, у которых выше квалификация, больше возможностей выполнить изделие качественно и отдаём часть заказа на аутсорсинг. Я считаю, за этим будущее, каждый должен делать то, что умеет лучше других. Времена прошли, когда каждый на себя одеяло тянул. В одиночку сегодня не выжить и многие руководители это понимают.
 
Оцените статью или оставьте комментарий 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.