Каслинские архивисты создали электронную базу данных эвакуированных на Южный Урал в годы войны

Изучение любых исторических событий невозможно без источников, особое место среди которых занимает архивный документ. История Великой Отечественной войны не является в этом смысле исключением. Сохранение памяти об эвакуации стало важной частью празднования юбилея Победы.

В 2020 году Государственным архивом Челябинской области, по инициативе Государственного комитета по делам архивов Челябинской области и при поддержке губернатора Алексея Текслера и правительства области, была подготовлена и издана книга «Путь к Победе». В книге впервые представлена информация обо всех эвакуированных на территорию Челябинской области в годы войны предприятиях: архивные документы, фотографии, воспоминания. Есть в этой книге и сведения об эвакуированных в Касли Липецком заводе №61 и двух Харьковских заводах – №193 и №332 (часть этого завода была эвакуирована в г. Новосибирск).

Кроме этого, в преддверии 75-летия Победы, по инициативе Государственного комитета по делам архивов Челябинской области, был создан электронный информационный ресурс «Эвакуированные на территорию Челябинской области в годы Великой Отечественной войны». В работе по выявлению документов об эвакуации принимали участие государственный и муниципальные архивы региона, в том числе и архивный отдел администрации Каслинского муниципального района.

Касли, как и многие другие города, поселки, села Челябинской области в первые годы войны приняли эвакуированных граждан, прибывших как с предприятиями и учреждениями, так и самостоятельно: по одному, парами и целыми семьями. Приезжали из Одессы, Киева, Харькова, Москвы, Рязани, Смоленской, Орловской, Ленинградской областей.

Специалисты архивного отдела в 2019 году провели огромную кропотливую работу по выявлению и созданию списка граждан, эвакуированных в поселок Касли в годы войны.

Работа усложнялась тем, что готового списка эвакуированных в архиве не было, а поиск сведений осуществляли по алфавитным книгам и личным делам работников Государственного завода №613, известного каслинцам как машзавод. Записи в них сделаны от руки, зачастую неразборчивым почерком. Кое-где чернила выцвели от времени, а бумага пожелтела, стала очень хрупкой. Приходилось пролистывать каждый документ, вчитываться в каждое слово, чтобы восстановить запись в документе и найти хоть какую-то зацепку о том, что человек был эвакуирован на нашу территорию. Так, мы нашли карточку женщины — станочницы завода №613, но никаких сведений, что она относится к числу эвакуированных, не было. И только, когда нам попалась карточка её дочери, в которой было написано, что она эвакуирована из Одессы, а в графе «родители» стояла фамилия той самой женщины, мы, еще раз изучив её личное дело, смогли выявить целую семью из 4 человек, эвакуированных к нам.

Такая скрупулезная, очень тщательная до мелочей работа, создавала дополнительные сложности, отнимала много времени, сил, нервов, но она того стоила. По документам, отложившимся в архивном фонде Каслинского машзавода, специалистами архивного отдела в 2019 году было выявлено 96 человек, а в 2020 году — 380 человек.

Надо сказать, что в ходе работы с личными делами помимо кратких биографических данных граждан в архивных документах встречалась и другая ценная информация общего характера. Разместить в рамках базы данных её было невозможно, но и оставить без внимания также жаль.

Так, сотрудники архивного отдела, разбирая документы, наткнулись на очень интересную автобиографию уроженца Киевской губернии Ефима Федоровича Дидуненко. Они буквально по словам воспроизводили трудночитаемый почерк мужчины, у которого оказалась горькая и одновременно удивительная дорога судьбы, которая привела его в Касли.

Ефим Федорович Дидуненко родился в 1872 году, рос круглым сиротой: отец умер еще до его рождения, а мать умерла при родах.

«Как меня выкормили, растили — я не знаю, да и не интересовался этим вопросом, но помню себя с 7-летнего возраста в г. Киеве, в семье барина Юрченко, в качестве «казачка». Казачок — это был самый низкий род слуги на Украине, так сказать, «раб» барина, которому я набивал трубку, чесал пятки, выносил горшки и т.п. За это получал побои, не только от него, но и от прочей прислуги, – пишет в своей автобиографии Ефим Федорович. – В жизнь мою резко вмешалась судьба, в лице сына барина — Коли, которая дала возможность пробиться в люди. Панич Коля любил очень ездить на мне верхом, и я безропотно переносил навязанную мне роль лошадки. Случилось так, что Коля (единственный сын барина) полюбил меня и без меня не хотел даже спать. В результате, меня перевели из людской в господский дом и поставили кровать рядом с комнатой, где спал Коля. Я сделался его постоянным товарищем во всех играх и затеях.

Когда же для Коли был приглашен учитель для подготовки в гимназию, то он потребовал от отца, чтобы мы вместе занимались с учителем. И это требование тоже было удовлетворено. В 10 лет в 1882 году я вместе с Колей, благодаря протекции барина, был определен в младший подготовительный класс Киевской гимназии. С переходом в 3-й класс положение мое резко ухудшилось по следующей причине: Коля, ввиду не успешности был оставлен на второй год во 2-м классе, а я переведен в третий. Меня опять перевели в людскую и взаимоотношения с Колей тоже ухудшились. Приказано называть его не «Коля», а «панич» и т.д. В конечном итоге он меня больно ударил, а я не стерпел, разбил ему нос и убежал из их дома. Явился к инспектору гимназии Борзаковскому и откровенно рассказал ему свою историю. Инспектор отнесся очень хорошо и определил меня в интернат. Благодаря помощи инспектора я окончил гимназию с золотой медалью, получил аттестат зрелости и, будучи медалистом, имел право независимо от происхождения, поступить в любое высшее учебное заведение…».

Из архивного документа узнаем, что в 1896 году Ефим Дидуненко оканчивает Киевский университет с дипломом первой степени, но не идет работать по направлению преподавателем в Бердянскую гимназию, а едет в Одессу, оттуда на пароходе Добровольного флота в заселявшийся тогда Порт-Артур. Перед университетским дипломом открывались двери всех учреждений. Он поступил на службу в контору Артурского порта, где проработал 9 лет до начала Японской войны, а затем переехал в Россию, в Москву и продолжал работать в разных учреждениях. Октябрьская революция застала его в действующей армии во время первой мировой войны с Германией в должности военного чиновника штаба 1-й Армии. Демобилизовавшись, он поступил в Московский Губернский Военный Комиссариат, где на административно-командных должностях проработал три с половиной года. После

снятия с воинского учета, занимал руководящие должности на различных предприятиях, в том числе на Липецком заводе №61, в составе которого Ефим Федорович и был эвакуирован в Касли.

За активное участие в создании электронного информационного ресурса «Эвакуированные на территорию Челябинской области в годы Великой Отечественной войны» и популяризацию архивных документов, архивный отдел администрации Каслинского муниципального района награжден Благодарственным письмом Государственного комитета по делам архивов Челябинской области. В настоящее время работа по выявлению эвакуированных граждан и пополнению информационного ресурса продолжается. Сведения о них размещены на портале «Вспомним всех поимённо», на официальном сайте Государственного комитета по делам архивов Челябинской области в разделе «Книга Памяти» и доступны широкому кругу пользователей.

Через несколько дней мы будем отмечать печальный юбилей — 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Созданный электронный информационный ресурс «Эвакуированные на территорию Челябинской области в годы Великой Отечественной войны», станет данью памяти и уважения всем нашим соотечественникам, прибывшим на Урал ковать оружие Победы.

Л. Г. СУСЛОВА, начальник архивного отдела администрации Каслинского муниципального

Оцените статью или оставьте комментарий 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.