Акция Каслинской газеты «Красное знамя» «Про Героя». Война на Брянщине

(Из рассказов моей сестры, труженицы тыла – Александры Петровны Беляковой, которая жила во время войны в Брянской области Рогнединского района, деревня Старая Хотмирово). В декабре этого года ей исполнится 90 лет.

Семья их состояла из семи человек: пятеро детей и отец с матерью. Отец был на фронте.

Деревня Старое Хотмирово находилась в 10-12 км от станций Снопоть Восточная, Шаровичи–Северная и Сухиничи. Через эти станции шли немецкие эшелоны на Москву.

В Раменском лесу находилась наша Красная Армия. Солдаты и партизаны ходили через деревню на станции, чтобы подрывать немецкие эшелоны. Когда немцы зашли в эту деревню, они всех жителей выгнали из домов, а сами поселились. Жители вынуждены были уйти в лес и рыть себе окопы. Из домов своих немцы ничего не разрешили взять, и спали они на соломе. Особенно были жестокими финны. Немцы говорили, что за три дня они возьмут Москву. Все жители деревни говорил: «Лучше будем жить в погребах, чем рабами у немцев». Все верили в победу.

Моей сестре было тогда 14 лет, она знала немецкий язык. Немецкий штаб располагался в прабабушкином доме, а моя сестра подслушивала их разговоры и все переводила своей маме, которая шла на большой риск, ходила по ночам в лес к партизанам и все передавала. Прабабушка вошла в доверие немцам и начальнику партизанского отряда тов. Фетисову, который работал у немцев, но на партизан. Он всегда говорил ей, когда будут взрывы, когда немцы будут угонять детей в Германию. Кто не соглашался работать на немцев, их казнили на виду у всех жителей деревни. Жители, начиная с 7-летнего возраста и до стариков, уходили в партизанские отряды.

Однажды сестра услышала от немцев, что всех мальчиков завтра будут угонять в Германию. Прабабушка решила надеть на своего 8-летнего сына платье девочки, он заплакал, снял его и с двенадцатью мальчиками сбежал в лес. Когда немцы стали ходить по домам, то мальчиков не нашли. Стариков согнали, стали допрашивать, где мальчики, потом их избили, а старосту казнили.

Родители этих детей были в отчаянии. Детей не было семь дней. Мальчики находились у партизан. Есть уже нечего было, и партизаны решили их отправить домой. Они их подготовили, что им говорить, если немцы их заберут. Когда мальчики вернулись домой, немцы сразу же пригнали их в комендатуру. Допрашивали по одному, и ни один мальчик не сказал, что были у партизан. У них был один ответ: никого не видели, кушали одни колоски. Все они были изможденными, одежда на них была вся рваная. На следующий день немцы развесили везде плакаты с карикатурами и надписью: «Вот какие партизаны». Это говорит о том, что мальчики были хоть и худые, но сильные, выносливые, ничего не выдали немцам.

Брянский лес был непроходим. Однажды немцы собрали всех детей, поставили их перед собой и велели им вести их к партизанам в лес. Дети плакали, не шли, их били и даже двоих бросили в колодец. Это все происходило на глазах у родителей.

Некоторые немцы были хорошие, они угощали детей конфетами и говорили, что у них тоже дети дома, что они не виноваты: их послали на войну.

В деревню пригнали очень много наших пленных солдат, их избивали, когда брали какие-нибудь продукты у жителей. Матери умоляли немцев, чтобы отпустили их, они были очень больны. Несколько человек отпустили потому, что были однофамильцами с жителями деревни. Потом женщины, спасая солдат, закапывали их в навоз, а ночами уводили в лес, к партизанам. Мою прабабушку часто немцы ловили, когда она выходила из леса, она все отговаривалась, что у нее пятеро детей и их нечем кормить, вот и ходит в лес.

Когда отступали от Москвы, карательный отряд закрывал дома, где жили престарелые, и поджигал их. Они были очень агрессивными, угоняли весь скот. Им был дан приказ, чтобы все деревни сжигать. Это была осень 1943 года. В окопе находилось пять семей, и они трое суток не выходили из него, так как наверху строчили пулеметы. Когда кончилась стрельба, вышли все из окопов и увидели, что наши солдаты в деревне.

Все жители — и стар, и млад, падали к ногам солдат и целовали их. Была «радость, со слезами на глазах». Потом стали хоронить мертвых русских и немцев по отдельности. Сейчас в этой деревне находится большой холм с памятником погибшим. Во время войны народ был сплочен, был очень стойкий, выносливый, пережил голод, холод и бомбежки. Эти события Великой Отечественной войны навсегда останутся в нашей памяти.

После войны приходило в деревню очень много писем от солдат. Они благодарили женщин, которые спасли их жизнь.

Раиса Петровна ЖУЧКОВА, г. Касли Челябинской области

 

Оцените статью или оставьте комментарий 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.