«Судьба семьи – в судьбе страны…»

В стране 30 октября значится как День памяти жертв политических репрессий. В народе звучит еще как День поминовения. Думаю, не имеет срока давности эта печальная дата в жизни миллионов россиян – людей старшего поколения, и не только.

Вернемся памятью в недалекую историю. В законе РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 10 октября 1991 года записано: «За годы советской власти миллионы людей стали жертвами производства тоталитарного государства…». Первые массовые репрессии за это время были применены к зажиточной прослойке крестьянства (так называемое раскулачивание) в 20-е годы. Несколько позднее была проведена «чистка» партийно-хозяйственного актива и интеллигенции, высшего военного руководства в рядах Вооруженных сил СССР (1937-1949 гг.).

С нарушением законных прав коренных жителей было проведено выселение немцев, чеченцев, крымских татар из мест, прилежащих к районам военных действий во время Великой Отечественной войны.

14 ноября 1989 года была принята Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов…».

10 октября 1991 года Президент РСФСР Б. Ельцин подписал Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» с последующими изменениями от 1 июля 1993 года.

12 августа 1994 года Правительство РФ приняло «Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации». Эти законодательные акты являются основными и действующими на всей территории России по настоящее время.

По Челябинской области действует Закон «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области» от 28 октября 2004 года. До выхода в свет вышеупомянутых Декларации 1989 года и Закона 1991 г. вопросы реабилитации хоть и были у всех на устах, хоть они формально и признавались госструктурами, но практических мер по реабилитации конкретных лиц было мало. Видимо, слишком уж глобальны были данные вопросы. Чувствовалось явное  нежелание многих чиновников следовать букве Декларации и Закона.

Почти все случаи, когда пострадавшие хотели бы обратиться за реабилитацией, были рассмотрены. К сожалению, многие уже ушли из жизни…

В настоящее время закон о реабилитации работает в полную силу.

Для примера – немного о своей семье, которую не обошла репрессия. Мой прадед по линии отца еще во времена Екатерины Второй был завезен в Россию (Краснодарский край) из Германии для преподавания музыки. Дед преподавал музыку в одной из церковно-приходских школ. Во времена гонения на церковнослужителей в 1937 году он был расстрелян. Моему отцу было 10 лет тогда…

В 1941 году отец, Егор Андреевич Фишер, был выселен из Краснодарского края как лицо немецкой национальности, и направлен на спецпоселение в Кемеровскую область, затем мобилизован в трудармию на работы в Пермскую область. Там он находился на учете спецпоселения по 1956 год. Реабилитирован приказом МВД в конце 1955 года.

Я, Александр Фишер,  родился в 1950 году в местах поселения отца в п. Усьва Пермской области. Мое положение по законодательству расценивалось как репрессированный по политическим мотивам. В 2001 году обратился в Главное управление внутренних дел Пермской области, через время получил справку о реабилитации.

Так что во всем, что власти творили с народом, вины этого народа – нет. Потому остается горькая память о тех временах, у самих пострадавших и их потомков, которые порой не могут найти ответа на возникающие вопросы. Время уносит людей, память – остается.

А. ФИШЕР,  председатель Каслинского районного Совета ветеранов

Статистика

На начало 2019 года по Каслинскому району осталось 77 человек, пострадавших от политических репрессий:

в Каслях – 24, Вишневогорске – 17,  в Мауке – 3, Береговом – 19, Огневском – 3, Тюбуке – 6, Багаряке – 3, в Шабурово и Воздвиженке по одному.

 Прощальное письмо отцу   

Ты родился в Немецком Поволжье,

С ранних лет был приучен к труду.

Детство было голодным, тревожным,

Но ты креп и не клял ты судьбу.

А она тебя в жизни бросала

В ссылку, в голод, на каторжный труд…

Убивала, но вновь поднимала,

Создавая покой и уют.

Как и многие немцы в то время,

Видел ты униженье людей,

И разлуки несносное бремя,

Несмолкающий плач матерей…

Было все:  тяжесть горя и радость,

Были слезы и радостный смех,

Был и отдых, была и усталость…

Было, в общем-то, все, как у всех…

Андрей ЭКГАРДТ

Оцените статью или оставьте комментарий 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.